Да если бы только на свиней!


Автор сообщения: Не Понял
Дата и время сообщения: 07 April 2005 at 14:30:49:

В ответ на сообщение: Re: откуда возник запрет на свиней?

Ни с тго ни с сего (тут уж никаким "трихонелёзом" не объясняется) по субботам работать нельзя! или молоко с мясом смешивать - тут-то уж какие бактерии?

А вообще в труде незабвенного проф. Нехама Лейбовича
"Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев" изд-во Отдела Еврейского Сионистского Образования Еврейского Агентства для Израиля (Сохнут) (с)
Перевод издательства "Амана" - Иерусалим 1997 г.
написано по поводу "нечистоты" свиньи:


Источник - заветы Моисея:
11:4 …ВЕРБЛЮДА, КОТОРЫЙ ...אֶת הַגָּמָל כִּי
ОТРЫГИВАЕТ ЖВАЧКУ, НО НЕ הוּא מַעֲלֵה גֵרָה
ИМЕЕТ РАЗДВОЕННЫХ КОПЫТ… וּפַרְסָה אֵינֶנּוּ מַפְרִיס…
11:5 …И ДАМАНА, КОТОРЫЙ ТАКЖЕ ...וְאֶת הַשָּׁפָן כִּי
ОТРЫГИВАЕТ ЖВАЧКУ, НО НЕТ מַעֲלֵה גֵרָה הוּא
У НЕГО РАЗДВОЕННЫХ КОПЫТ… וּפַרְסָה לֹא יַפְרִיס...
11:6 …И ЗАЙЦА, ПОТОМУ ЧТО, ХОТЯ ОН ...וְאֶת הָאַרְנֶבֶת כִּי
И ОТРЫГИВАЕТ ЖВАЧКУ, НО НЕТ מַעֲלַת גֵּרָה הִוא
У НЕГО РАЗДВОЕННЫХ КОПЫТ… וּפַרְסָה לֹא הִפְרִיסָה…
11:7 …И СВИНЬЮ, ХОТЯ ...וְאֶת הַחֲזִיר כִּי
КОПЫТА ЕЕ РАЗДВОЕНЫ מַפְרִיס פַּרְסָה הוּא
И РАСЩЕПЛЕНЫ, וְשֹׁסַע שֶׁסַע פַּרְסָה
НО НЕ ОТРЫГИВАЕТ ОНА ЖВАЧКУ…

на четыре вида "нечистых" животных (кстати, что такое "даман"?)

Далее - цитаты из многочисленных комментаторов:

«Псикта раббати» (глава 14):
Сказал р. Йе?уда из Дома учения р. Менаше: «Святой – да будет Он благословен! – [старался подбирать лишь «чис-тые слова»3] даже в тот час, когда Моше учил о признаках «нечис-тых» и «чистых» животных. Что же сказал? «Всякое жи-вое существо с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами… можете есть» («Ваикра», 11:3), <…> – это при-знаки «чистоты». Затем Он перешел к перечислению призна-ков «нечистых» животных, и вот они: «Только этих не ешьте из отрыгивающих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верб-люда <…> и дамана <…> и зайца <…> и свинью…» (там же, 11:4-7). И перечислил, таким образом, [признаки] каждого в отдельности. Сказал р. Йе?уда из Дома учения р. Менаше: «По-скольку [Всевышний] собрался запретить [эти четыре вида] Израилю, Ему следовало бы начать с признаков их “нечис-тоты”, но что сказано вместо этого? «Чистые» признаки упомя-нуты первыми! Откуда это известно? Из сказанного: «…Верблюда, который отрыгивает жвачку…» (там же, 11:4) – вот «чистый» признак, который имеется у него. А что сказано следом? «…Но не имеет раздвоенных копыт…». И по отноше-нию к свинье следовало бы сказать: «потому что не отрыги-вает она жвачку», но сказано иначе: «…и свинью, хотя копыта ее раздвоены и расщеплены…» (там же, 11:7). Итак, сперва Господь назвал «чистый» признак, чтобы не извлекать нечис-тое из уст Своих, ведь известно: «Слова Господни – слова чис-тые…» («Те?илим», 12:7)

Формализм, строго говоря, состоит в том, что признаками чистоты-нечистоты являются отрыгивание жвачки и парнокопытность. И при чём тут трихонелёз?

Неразрешенной остается еще одна проблема. Почему Тора не включает всех этих животных в один стих, но каж-дое из них упомянуто в отдельности вместе с наличествую-щим у него признаком «чистоты»? Возможно, в силу именно этой особенности фрагмент, в котором упомянуты четыре вида животных, мудрецы интерпретировали иноска-за-тельно, рассматривая его как аллегорию четырех царств, упомянутых в книге Даниэля, вслед за описанием проро-ческого видения животных. В том эпизоде метафори-че-ски изображена картина всей еврейской исто-рии (после исхода из Египта), показаны страдания многих поколений евреев в изгнании.

В «Мидраш Танхума» – раздел «Шмини» (гл. 8) – ска-зано так:

«…Верблюда <…> и дамана <…> и зайца <…> и свинью…». Верблюд גמל – это Вавилон, как сказано: «Дочь Вавилона, [обреченная] на разрушение! Счастлив тот, кто воздаст тебе по заслугам גמולך за то, что ты сделала нам» («Те?илим», 137:8). Даман – שפן это Мидия, потому что сде-лала Израиль «краем поля» פאה и «бесхозным имуществом»: «…чтобы истребить, убить и погубить всех иудеев…» («Эстер», 3:13). Заяц – это Греция, отдалившая слово Торы от уст пророков, как сказано: «…и пошлю Я голод на землю: не бесхлебицу и безводье, а [голод и жажду] внимать словам Господним. И будут бродить они от моря к морю…» («Амос», 8:11, 12). Свинья – это Эдом4, как сказано: «Обгладывает ее [виноградную лозу из Египта] вепрь лесной…» («Те?илим», 80:14) [в этом стихе говорится о Римской империи, разрушив-шей Второй Храм].


«…И свинью, хотя копыта ее раздвоены и расщеплены, но не от-рыгивает она жвачку…» (11:7).

Мидраш «Шохер тов» («Те?илим», 80):

Почему Эдомское царство (Римская империя) уподоб-лено свинье? Потому что лежащая свинья выставляет свои копыта вперед, тем самым как бы говоря: «Смотрите-ка, я – чистое животное!» Так и Эдомское царство: притворяется, будто следует справедливым законам, а на самом деле грабит и ворует в своем безграничном самодовольстве.

Сходную версию предлагает мидраш «Ваикра рабба» (13:5):

«…Грабит и ворует в своем безграничном самодоволь-стве, делая вид, будто украшает судейскую скамью» (р. Стра-шун: словно устилает шерстяными коврами стол, за которым будут восседать судьи). Однажды римский правитель, во вре-мя казни воров, развратников и колдунов, наклонившись к одно--му из своих советников, шепнул ему на ухо: «Эти три пре-сту-пления я сам совершил за одну ночь


....

(ну и так далее в том же духе....)

Вот, оказывается, куда заводят объясниловки всевозможные - аж до Рима ("все дороги идут туда").
Однако, если следовать "гигиеническим" объяснениям, то непонятно, с чего вдруг зайцы-то стали "трихиннолезными"? Или верблюды?
Или, наоборот, с чего вдруг куры - не переносчики какой-нибудь заразы (куриный грипп какой доисторический) или коровы (то же коровье бешенство, например...) - "чистые"?
Я просто так, по-крестьянски, думаю - со свиньями это Моисей выпендривался! А евреи восприняли всерьёз (как всегда)!
А потом ещё наиздали четыре тонны комментариев.


2010. НХ тренинг - d-te 18:27 06.04.05 (104)
К списку тем на странице