Ну, и далее привет от Мэри Дуглас....(1)


Автор сообщения: Не Понял
Дата и время сообщения: 07 April 2005 at 15:08:41:

В ответ на сообщение: А-а-а, тушканчик!!!!!

В другой интерпретаторской традиции, идущей от Робертсона-Смита и Фрэзера, англосаксонские исследователи Ветхого Завета склоняются к тому, чтобы просто считать эти предписания произвольными, поскольку они иррациональны. Например, Натаниэль Миклем пишет:

"Комментаторы обычно уделяют много места обсуждению того, почему такие-то и такие-то существа, такие-то и такие-то состояния и симптомы оказываются нечистыми. Не имеем ли мы дело, например, с первобытными правилами гигиены? Или - не были ли определенные существа и состояния нечистыми потому, что в них видели проявления каких-то определенных грехов или их символы? Можно с определенностью сказать, что ни гигиена, ни какой бы то ни было символизм не являются основой нечистого. Эти предписания не подлежат рациональному истолкованию. Их происхождение, быть может, очень неоднородно и восходит к доисторическому времени ..."

Сравните это с тем, что пишет Драйвер (1895):

"Однако тот принцип, в соответствии с которым проводится граница, разделяющая животных на чистых и нечистых, не назван; то, в чем он заключается, - предмет многих споров. До сих пор, по-видимому, не удавалось найти единого принципа, который охватывал бы все случаи, и можно предположить, что тут задействовано более одного принципа. Некоторые животные могли быть запрещены из-за их отталкивающего вида или грязных привычек, другие по соображениям санитарного характера; в каких-то еще случаях запрет имел, вероятно, религиозную основу, в частности, животные могли, как змей в Аравии, считаться воплощением сверхчеловеческих или демонических существ, или они играли роль священных в языческих ритуалах других народов; тогда запрет мог быть реакцией на эти верования..."

В Католическом комментарии на Святое Писание (1953) Сейдон придерживается той же точки зрения, признавая свою связь с Драйвером и Робертсоном-Смитом. Создается впечатление, что с тех пор, как Робертсон-Смит связал некоторые элементы религии евреев с представлениями о первобытности, иррациональности и необъяснимости, они, определенные таким образом, по сей день остаются неизученными.

Нужно ли говорить, что такие интерпретации на самом деле никакие не интерпретации, поскольку они не признают за этими правилами вообще никакого смысла. Это - ученый способ ответить на вопрос, ответа на который не знаешь. Миклем более откровенен, когда пишет о Левите следующее:

"Главы с 11 по 15 - это, вероятно, наименее привлекательное место во всей Библии. Для современного читателя большая их часть представляется бессмысленной или отталкивающей. Речь в них идет о ритуально "нечистом" в связи с животными (11), с рождением детей (12), с кожными болезнями и зараженной ими одеждой (13), с ритуалами очищения при кожных болезнях при проказе (14) и при различных выделениях человеческого тела (15). Кого кроме антрополога могут интересовать подобные предметы? Какое это имеет отношение к религии?"

Общая позиция Пфайффера строится на критическом отношении к жреческим и юридическим элементам жизни Израиля. Так что он своим авторитетом также поддерживает точку зрения, согласно которой предписания, изложенные в Жреческом кодексе, имеют по большей части случайный характер:

"Только жрецы, бывшие в то же время законодателями, могли увидеть в религии теократию, управляемую божественным законом, устанавливающим жестко, а значит - в не обсуждаемом порядке, произвольно, священные обязанности людей по отношению к их Богу. Таким образом освящались внешние проявления религии, и из нее выбрасывались как этические идеалы Амоса, так и возвышенная эмоциональность Осии, а образ Творца Вселенной опускался до уровня непреклонного деспота. ... От обычаев незапамятных времен Жреческий кодекс воспринял два фундаментальных представления, которые отличают его законы: физическая святость и регламентирующий характер установлений - архаичные концепции, которые отвергались пророками-реформаторами ради духовной святости и морального закона. (c.91)"



2010. НХ тренинг - d-te 18:27 06.04.05 (104)
К списку тем на странице