Re: Ну, и далее привет от Мэри Дуглас....(3)


Автор сообщения: Не Понял
Дата и время сообщения: 07 April 2005 at 15:19:05:

В ответ на сообщение: Re: Ну, и далее привет от Мэри Дуглас....(2)

Другой традиционный подход, также восходящий ко времени писем Аристея, заключается в том, что запрещенное для израильтян было запрещено исключительно для того, чтобы оградить их от чужого влияния. Например, Маймонид считал, что варить козленка в молоке матери его было запрещено потому, что в религии ханаанеев это был культовый акт. Этот аргумент нельзя признать исчерпывающим, так как нельзя сказать, что израильтяне отвергали все без исключения элементы чужих религий и всегда придумывали что-то совершенно оригинальное. Маймонид придерживается той точки зрения, что некоторые из наиболее загадочных предписаний закона имеют целью жесткий разрыв с языческими практиками. Так, израильтянам запрещалось носить одежду, сотканную из шерсти со льном, сажать вместе разные виды растений, совокупляться с животными, употреблять мясное вместе с молочным - просто потому, что все это фигурировало в обрядах их соседей-язычников. Допустим, это действительно так: введение закона служило преградой распространению языческих форм ритуала. Но в таком случае, почему некоторые языческие практики были разрешены? И не просто разрешены - если рассматривать жертвоприношение как практику, общую для язычников и израильтян, - но занимали безусловно центральное место в религиозном культе. Ответ Маймонида, во всяком случае данный им в Путеводителе колеблющихся, заключался в том, чтобы рассматривать жертвоприношение как переходную стадию, слишком языческую, как это ни печально, но по необходимости разрешенную из практических соображений, так как едва ли было бы возможно отучить израильтян от их прошлых языческих привычек сразу. Это очень необычное утверждение, если вспомнить, что оно вышло из-под пера ученого раввинистической традиции; и действительно, в серьезных трудах по религии Маймонид не пытался отстаивать эту мысль; напротив, там он рассматривал жертвоприношение как наиважнейший в иудаизме религиозный акт.

И вот Мэри Дуглас пишет:
"рассмотрим домашний скот - стада крупного рогатого скота, верблюдов, овец и коз, которые являлись источником существования израильтян. Эти животные были чистыми, поскольку контакт с ними не требовал очищения перед тем, как войти в Храм. Скот, как и заселенная израильтянами земля, получила благословение Бога. И земля, и скот через благословение обрели плодородие, и то, и другое составляло часть божественного порядка. Обязанностью хозяина было сохранить это благословение. С одной стороны, он должен был поддерживать порядок мироздания. Так что, как мы уже видели, не допускались никакие гибриды - ни в полях, ни в стадах, ни в одежде из шести или льна. В каком-то смысле, люди так же заключают союз со своей землей и своим скотом, как Бог заключает союз с ними. Люди придают особенное значение перворожденным своего скота, соблюдение субботы касается и людей, и скотины. Скот одомашнивается в буквальном смысле, принимается в дом как рабы. Скот должен быть включен в социальный порядок, чтобы благословение коснулось и его. Разница между домашним скотом и дикими зверями состоит в том, что звери не включены ни в какой союз, который защищал бы их. Возможно, что израильтяне здесь не отличались от других пастушьих народов, которые не находят ничего хорошего в дикой добыче. К примеру, у народа нуэр из южной части Судана к тем, кто живет охотой, относятся с неодобрением. Если кто-то из них вынужден есть мясо диких животных, то это говорит о бедности пастуха. Так что, возможно, было бы неверно представлять себе израильтян томящимися по мясу запрещенных животных и находящими эти ограничения тягостными. Драйвер безусловно прав, рассматривая эти правила как a posteriori сделанное обобщение их обычаев. Копытные животные, чьи копыта раздвоены и которые жуют жвачку, - это модель подходящей для пастуха пищи. Если они должны питаться мясом диких животных, то это должны быть такие дикие животные, которые имеют те же отличительные признаки и, следовательно, относятся к тому ж виду. Это своего рода казуистика, допускающая охоту на антилоп, диких коз и диких овец. Все было бы совсем ясно, если бы не получилось так, что составителям законов показалось необходимым дать указания о некоторых пограничных случаях. Некоторые животные жвачные по видимости, такие как заяц, тушканчик (или суслик), постоянно жующие челюсти которых воспринимались как пережевывающие жвачку. Но они уж точно не парнокопытные, и поэтому поименно названы среди запрещенных. Точно так же животные, которые парнокопытны, но не жуют жвачку, - свинья и верблюд. Заметьте, что неудовлетворение двум критериям, отличающим скот от всего остального, - это единственная причина, по которой свинья исключается в Ветхом Завете; о ее грязных помойных привычках ничего не сказано. Поскольку свиньи не дают ни молока, ни шкуры, ни шерсти, то держать их имеет смысл только из-за мяса. И если израильтяне не держали свиней, то и повадки их им не были хорошо знакомы. Я полагаю, что изначально единственной причиной отнесения свиньи к нечистым была невозможность отнесения дикого кабана к разряду антилоп и что это то же самое основание, по которому были исключены верблюд и тушканчик, - то есть так, как это прямо говорится в тексте книги."
(Оставим на её совести то, что верблюд не жуёт жвачку, в конце-концов мысль её была не в точном определении вида-подвида каждого конкретного животного).


2010. НХ тренинг - d-te 18:27 06.04.05 (104)
К списку тем на странице