Re: Смело.


Автор сообщения: Необразованный
Дата и время сообщения: 03 May 2005 at 01:22:20:

В ответ на сообщение: Смело.

> Чтобы подтвердить свою мысль о точности и литературоведении Лихачеву вовсе
> не нужно было упоминание о Ле Дюке. Типично фрейдовская оговорка, по которой > я сделал свой вывод.


Не вмешиваясь в дискуссию, приведу (для прояснения позиции Д.С.Лихачева относительно закончености, точности и симметричности в искусстве, а также работы ле Дюка по реставрации Нотр Дам) цитату из его статьи "Культура как целостная среда".

C наилучшими пожеланиями
Н.

В романском искусстве при одинаковом объеме колонн, их одинаковой высоте капители все же значительно отличаются. Отличается и сам материал колонн. Следовательно, одинаковые параметры в одном позволяют воспринять неодинаковые параметры в другом как одинаковые, иными словами - 'домыслить одинаковость'. Это же самое явление мы можем уловить и в древнерусском зодчестве.

В романском искусстве поражает и другое: чувство принадлежности к священной истории. Крестоносцы привозили с собой из Палестины (из Святой земли) колонны и ставили их (обычно одну) среди сходных по параметру колонн, сделанных местными мастерами. Христианские храмы воздвигались на поверженных остатках языческих храмов, тем самым позволяя (а в известной мере и принуждая зрителя) домысливать, довоображать замысел творца.

(Реставраторы XIX века совершенно не понимали этой особенности великого средневекового искусства и обычно стремились к точности симметричных конструкций, к полной идентичности правой и левой сторон соборов. Так, с немецкой аккуратностью был достроен в XIX веке Кёльнский собор: две фланкирующие фасад собора башни были сделаны абсолютно одинаковыми. К этой же точной симметрии стремился великий французский реставратор Виолле ле Дюк в парижском соборе Нотр-Дам, хотя различие оснований обеих башен по размерам достигало более метра и не могло быть произвольным.)

Не привожу других примеров из области зодчества, но примеров в других искусствах довольно много.

Жесткая точность и полная законченность произведений противопоказана искусству. Не случайно, что многие произведения Пушкина ('Евгений Онегин'), Достоевского ('Братья Карамазовы'), Льва Толстого ('Война и мир') не были завершены, не получили полной законченности. Благодаря своей некоторой незавершенности на века остались актуальными в литературе образы Гамлета и Дон Кихота, допускающие и даже как бы провоцирующие различные (зачастую противоположные) истолкования в разные исторические эпохи.

Д.С. Лихачев. Культура как целостная среда. "Новый Мир", 1994, N 8
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1994/8/lihach-pr.html


2030. Опять 25 - Виктор Б 20:19 30.04.05 (68)
К списку тем на странице