К слову о ранних русско-французских связях


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 09 June 2005 at 22:16:28:

В ответ на сообщение: Сверхновая хронология от Павла VI

Я, кажется, не постил еще некий свой текст, который пошел в комментарий к книге Д.О.Святского об астрономических явлениях а русских летописях. Сюжет мне показался весьма любопытнысм.


В Густынской летописи присутствует следующее описание: "В лето 6541.1033. Евстафий Мстиславич умре. В се же лето бысть затменя солнца страшное, июля 29, от часа шестого до часа осмого." В названии месяца очевидна распространенная описка. В издании Гс в приложении к Ип. [ПСРЛ т.2 1843, с.265] указано 'июня', хотя из сноски следует, что такое исправление не имеет поддержки в списках. В одном списке вместо слова 'страшное' стоит 'странное'. Считая, что это запись о наблюдавшемся в Западной Руси затмении, Р.А.Симонов и А.В.Журавель [2001, см. также Журавель 2003a; Симонов 2004, с.318] посвятили ему работу, в которой доказывают, что уже в XI веке на Руси применялись 'косые' часы (неравноденственные часы переменной длительности, равные 1/12 дня от восхода до заката). К сожалению, авторы неверно локализовали географическое положение Густынского монастыря, хотя основной тезис об употреблении 'косых' часов, безусловно, справедлив. Такой способ измерения времени, появившийся еще в Древнем Египте, был впоследствие согласно Геродоту (II,109) заимствован греками [см. Бикерман 1975, с.11], и сохранялся в средневековой Европе вплоть до появления механических часов. Центральная полоса затмения прошла по территориям Франции, Южной Италии и Балкан. Карта получена с помощью программы EmapWin, на ней показаны центральная линия с границами центрального затмения, линии фазы через 0.2 и пунктиром линии времени максимальной фазы.

[карта]

Есть серьезные основания сомневаться, что это запись наблюдении на Руси, поскольку:
1) ни в одной другой известной летописи этого описания нет. Для этого времени при описании событий на Руси Гс, составленная в XVII веке в Густынском Троицком монастыре, в основном следует Ип, в которой нет сообщения о затмении, но есть известие о смерти Евстафия Мстиславича. Известно, что в Гс активно использованы польские и венгерские хроники. На левом поле предыдущего листа против начала изложения событий польских событий после смерти Болестава в 1025 г. имеется список использованных польских источников: 'Март. Бель., 62; Кром., 61; Гваг. О Пол., 32; Бел. О всем' [ibid]. Правда, конкретного указания на источник сообщения о затмении нет, и мне не удалось найти описание затмения 1033 года в польских источниках.
2) Непонятно, почему затмение названо страшным, если затмение в Польше и на Руси было видно в небольшой фазе - 0.87 в Кракове и 0.81 в Киеве.
3) В русских летописях существительное 'затмение' не употреблялось - либо знамение, либо гибель солнцу. Затмение 1033 года хорошо известно по европейским хроникам Франции, Германии, Италии. Сохранилось достаточно много его описаний - анализируя средневековые затмения, Роберт Ньютон рассматривает 13 различных наблюдений, зафиксированных в хрониках [Newton 1979, с.414].. Мое внимание сразу обратила на себя запись Родульфа Глабера из Клюнийского аббатства во Франции: 'Anno igitur eodem, dominice passionis milesimo, die terсio kalendarum Iuliarum sexta feria, luna uicesima octaua, facta est eclypsis seu deliquium solis ab hora eiusdem diei sexta usque in octavam, nimium terribilis. Nam sol ipse factus est saphirini coloris, gerens in superiori parte speciem lune a sua reilluminatione quarte. Intuitus hominum in alterutrum uelut mortuorum pallor conspiciebatur, res uero quecumque sub aere croci coloris esse cernebantur' [Rodulfus, p.210] ('В год 1000 от страстей нашего Господа, в третьи календы июля, в 6-й день [29 июня, в пятницу - М.Г.] в день 28-й луны было затмение или исчезновение Солнца с 6-го по 8-й час дня, чрезвычайно страшное. И, действительно, солнце приняло сапфировый цвет, приняв в верхней части вид Луны на четвертый день после обновления. Каждый, кто смотрел на рядом стоящего человека, видел его бледным, будто при смерти, все как будто было в шафрановом облаке'). Родульф здесь указывает на тысячелетие от страстей, что соответствует 1033-му году от Рождества: 'приближался 1033 год - тысячелетие страстей Господних' [Rodulfus, p.184]. В описании Родульфа, как и в сообщении Густынской летописи говорится, что затмение было с 6-го по 8-й час и то, что затмение было страшным поэтому год у него 1000, а не 1033-й). Случайны ли эти совпадения? Возможно, но это далеко не все. В Клюни затмение было очень сильным, но не центральным (центральная линия прошла примерно на 25 км южнее), максимальная фаза 0.990 (на центральной линии 0.996), поэтому темнота не наступила, звезды видеть было нельзя, но можно было заметить яркие в это время Венеру и Юпитер [Stephenson 1997, с.384]. Очень близко по смыслу сообщение Annales Besuenses [MGH SS, VII], но время указано другое - с 7-го по 9-й час и, хотя также приводится сравнение с четырехдневной луной, отмечается видимость звезд во время затмения. Р.Ньютон [1972, с.334] полагает, что это сообщение дублирует сообщение Глабера или использует его в числе других, тем более что сам Глабер вскоре после 1033 года переехал из Клюни в аббатство Безе [Rodulfus, p.xxx]. Максимальная фаза в Безе (0.96) была меньше, чем в Клюни. Восход в этот день в Клюни (Безе) был в 4:11 (4:07), длина неравноденственного часа - 79 м., начало затмения в 10:16 (10:21), максимум в 11:47 (11:51), окончание в 13:20 (13:22), что хорошо соответствует описанию, если считать, что затмение впервые заметили, когда фаза была уже существенна. Хотя затмение явно описано как частное с фазой около 0.8-0.9, но, судя по дальнейшему описанию (оранжевая дымка, бледный вид окружающих), фаза была гораздо сильнее. И в Клюни и в Безе в максимальной фазе солнце имело вид узкой ослепляющей полоски сверху, поэтому ширина ее может быть сильно переоценена.
Обмен информации между Клюни и Густынским монастырем кажется маловероятным, но если мы обратимся к самой Гс, к описанию событий следующего года, появляется намек на возможное промежуточное звено. После смерти Мешко II Ламберта в 1034-м году в Польше возникла смута, вдова Мешко, сестра императора Оттона II, бежала с младшим сыном Казимиром в Саксонию. Как сообщает хроника, мать определила его учиться в Париж, вскоре он вступил в орден Бенидиктинцев и уже готовился к посвящению в диаконы именно в Клюни: 'Тогда изгнаша и[з] землке и Риксу королевскую, и з сыном ея Казимером, яко сей Казимер оттоле отчаявся кролевъства Лядзъкого, зоста мнихом, а потом и диаконом в кляштор Клюниаку' [Гс, с.52]. Аналогичную историю рассказывает и польская 'Великая хроника' [1987, с.69]. Для прекращения смуты было решено призвать на трон Казимира. Потребовалось обращение к папе, чтобы его возвращение стало возможным. Таким образом, какой-то сценарий передачи сведений о затмении между Францией и Польшей в 11-ом веке вполне возможен. Заимствование описания затмения в Гс, вероятно, произошло из неназванного польского источника, но возможно и раннее заимствование, достаточно вспомнить, что Казимир I женился на сестре (или дочери) Ярослава Мудрого. Некоторые исследователи сомневаются в клюнийской истории Казимира I, поскольку есть достаточно серьезные свидетельства того, что Казимир был отдан в монастырь еще в Польше в детские годы, а история его монашества в Клюни появляется лишь в польских источниках с XIII века и во французских с XV-го [Balzer 1895], однако описанное затмение может дать новый аргументы их оппонентам. Гипотеза заслуживает дальнейшего исследования. Не исключено, конечно, что солнечное затмение независимо наблюдалось в Польше, и было похоже описано во французских анналах случайно, тем более, что сообщаемое время и фаза хорошо соответствуют Кракову - начало затмения в 11:45, максимум (0.87) 13:14, окончание 14:38. Восход - 3:54, закат 20:09. На основании астрономических данных наблюдение на Руси менее вероятно.


2058. Эрудиты, не дайте пропасть в неведении - Дыбов 17:47 06.06.05 (40)
К списку тем на странице