что то вы развоевались сегодня


Автор сообщения: Roger
Дата и время сообщения: 24 June 2005 at 09:07:30:

В ответ на сообщение: Re: Внятно о "благодатном огне"

> Видите ли, всё дело в том, у вас источники делятся на два вида: ахинея и не
> ахинея. Метод разделения прост и примитивен. Ахинея это то, что вам не
> нравится (неважно правда это или нет) и, большей частью, то, что вы не
> понимаете, а "Не ахинея" это, то во что вы верите.

Как раз вот мы (говорю за себя, но думаю, ещё кто-нибудь присоединится) принимаем все источники, допуская кое-где экзальтированное преувеличение, художественное редактирование или цензуру в разумных дозах.

Заметьте, тема не является оффтопиком (в отличие от чудес какой-нибудь современной секты) постольку, поскольку имеет исторические корни, и их-то мы и рассматриваем, занимаясь сравнением источников.

Разве не интересно, например, то, что отметил gorm: первые упоминания о схождении огня относятся к IX веку, в описаниях XI-XII века огонь появляется в закрытой часовне без людей, а примерно к XIII веку ситуация меняется и огонь появляется в присутствии священников разных конфессий (причём состав меняется). Далее в какой-то момент (ещё до григорианской реформы) из обряда - но не из храма - исключаются католики. Опять же в некоторый момент обряд переносится с ночи воскресения на день субботы.

Примерно с XVII века в источниках отмечается новая черта Благодатного Огня - он не обжигает в первые минуты после загорания и его цвет имеет необычный синий оттенок (до этого иногда упоминался красный).

Опять же, интересный штрих - иногда упоминается роса (имеющая запах, оставляющая неотстирывающиеся "восковые" пятна), которая сходит в храме непосредственно перед огнём. По некоторым описаниям, роса горит на крышке Гроба Господня синими шариками, и её собирают ватой, чтобы разжечь свечи. Если свидетельства о росе описывают одно и то же явление, то первое упоминание я встретил примерно в XVIII веке.

В XIX веке появляется новый типичная деталь в описаниях - всполохи/молнии (которые чаще всего описываются скорее как оптические явления, нежели как электростатические). В XX-XXI веке в нескольких случаях отмечается, что огонь распространяется сам собой.

Вот историческое развитие этого обычая в моём понимании. Если я неправ, поправьте меня.

> Да и вера ваша покоится на незатейливом мировозрении - все попы жулики.
> Нам, в принципе, не о чем спорить.

Если Вас интересует вера Не Поняла, то он по конфессиональной принадлежности, скорее всего, сантехник-традиционалист. Необразованный не верит в чудеса, но допускает их наличие, а я наоборот - в чудеса верю, но наличия их не допускаю (нечто вроде выигрыша у "честного" казино с капиталом, стремящемся к бесконечности, только с разными стратегиями). Можете назвать это "бритвой Оккама".

Что касается "попов", то это такая же структурированная категория, как "военные", "политики" и "администраторы". Причём есть некая связь и вертикали, и по горизонтали, то есть митрополиты-кардиналы (в моём представлении) относятся как к классу священников, так и к семейству президентов, лидеров политических партий, министров, генералов и CEO крупных компаний.

> Отмечу ещё тот факт, что я атеист, но 15 летние занятия тай-цзи и некотрые
> события в моей несколько поумерили мое атеистическое самомнение.

Ох, какая прелесть!


2066. Внятно о "благодатном огне" - gorm 16:12 16.06.05 (219)
К списку тем на странице