Re: Специально для мальчиков из подготовительной группы


Автор сообщения: Не Понял
Дата и время сообщения: 02 August 2005 at 00:56:12:

В ответ на сообщение: Re: Специально для мальчиков из подготовительной группы

"Морфы и алломорфы

Строго говоря, морфема, будучи абстрактной языковой единицей, является не знаком, а классом знаков. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (в последнее время чаще) морфом.

При этом, морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф.

Так, в предложении 'Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит' морфема 'бег-' представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-).

Соотношение между морфом, аломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи), аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.

В обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин 'морфема' часто употребляется в значении морф. Иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты. Следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности - конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме, идёт речь.


Классификация морфем


Корни и аффиксы

Морфемы подразделяются на два основных типа - корневые (корни, или основы), и аффиксальные (аффиксы).

Корень - основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня. Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду) не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.


Классификация аффиксов

Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов - префиксы, располагающиеся перед корнем, и постфиксы, располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка - приставки.

В зависимости от выражаемого значения, постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, т. е. словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, т. е. указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Традиционное название флексий русского языка - окончания, т. к. они, в основном, располагаются в самом конце слов.

Есть языки, которые не употребляют префиксов (тюркские, угро-финские), а всю грамматику выражают постфиксами. В некоторых других языках, например, суахили (семейство банту, Центральная Африка), используются префиксы и почти не употребляются постфиксы. Индоевропейские языки, к которым принадлежит русский язык, используют и префиксы и постфиксы, но с явным перевесом в сторону последних."

Или в английском варианте:
"Types of morphemes

* Free morphemes like town, dog can appear with other lexemes (as in town-hall or dog-house) or they can stand alone, or "free". Allomorphs are variants of a morpheme, e.g. the plural marker in English is sometimes realized as /-z/, /-s/ or /-Iz/.
In linguistics an allomorph is a variant form of a morpheme. The meaning remains the same, while the sound can vary.

For example, in the English language the past tense morpheme is -ed. It occurs in several allomorphs

* as [Id] - in 'hunted',
* as [d] - in 'buzzed',
* as [t] - in 'fished'

"

И так далее, и так далее, и так далее....
Кстати, Trasher, не подскажете ли, какими лингвистическими недрами мыслей чюдных Вы пользоваться далее намерены? Ну, Дурново, понятно - судя по жонглированию какой-то там терминологией. Но вот ведь какая незадача - Н.Дурново без всяких сомнений и в отличие от Вас (ну ладно, и меня тоже) - лингвист, даже так - Лингвист. Но русского языка и уж никак не авторитет сравнительной лингвистики.
Вот давайте по-простому - возьмём первое попавшееся Web-доступное пособие для начинающих (а как Вы хотели? Мы же с Вами говорим - вот заодно и уровень Ваш доведём до соответствующей реперной точечки, а?) - The Structure of English Words
LING 150
at the Department of Linguistics, University of Oregon, Eugene, Oregon, USA
A Web-Based Course
(http://darkwing.uoregon.edu/~l150web/index.html)
- вот, и там совместно (одному Вам соваться не советую) и тщательно-внимательно посмотрим, что базовая лингвистика для англоязычных первоклашек говорит о флексивности, аналитичности, синтетичности и прочих как Вы (не, мне очччень понравилось!) изящно изволили выразиться "бифуркациях" и "синергетиках". Ну?


2088. Латынь - Trasher 03:48 18.07.05 (143)
К списку тем на странице