Re: парциальная деменция на букву С


Автор сообщения: Покровский
Дата и время сообщения: 26 August 2005 at 21:33:32:

В ответ на сообщение: Re: парциальная деменция на букву С

БСЭ:
Рукопись, 1) произведение письменности, написанное от руки. Древние Р. служат важными историческими источниками; их изучением занимается палеография. 2) В широком смысле - текст, написанный от руки или перепечатанный на пишущей машинке. 3) В издательском деле - авторский текст в том виде, в котором он представлен в издательство; см. также Оригинал.

*********************************************
Вот эта-то игра РАЗЛИЧНЫХ смыслов манускрипта-рукописи и создает крайне неудобоваримую ситуацию.

Один говорит о рукописи(оригинале), другой отвечает: пожалуйста, прорва рукописей(текстов, написанных от руки).

*********************************************
А вопрос принципиальный. Еще в совершенно недавнее советское время ряд книг, изданных нормальным полиграфическим способом или отпечатанных на машинке, расходились в виде списков. Не нравилось властям их распространение. Приходилось переписывать.

В период начала печатного дела, когда печатные книги были очень дорогим товаром, необходимые для учебы книги того же Платона и Аристотеля студенты попросту могли переписывать, например, для собственного употребления. Чтобы иметь под рукой. А почему бы и нет... Студенты - народ бедный. Все золото, которое на книги им родители выдали, в момент на пьянку да на женщин и разошлось. Тут есть нечего, какая тут покупка книг. Друг у друга Диалоги передирать приходится. - Чтобы ректор Платон из университета не выгнал: моих трудов, мол, не знаете?

Само переписывание книг запросто могло быть и элементом учебного процесса. Не просто прочти, а потрудись, чтобы в голове прочно закрепилось. В современности это решается конспектированием. Полагается, что в любом тексте любого автора есть очень существенные моменты, а есть вода. А какие-то существенные моменты, которые тот же Гегель разжевывал, выстраивал, продвинутый студент 20-21 веков в состоянии осознать и пересказать много лаконичнее. Можем ли мы полагать, что в период, когда на всю Европу в год писался десяток-другой серьезных книг, кто-то мог бороться за экономию сил студента? Нет же! Наоборот, переписывание книги позволяло надеяться, что студент-таки освоит хотя бы 20-30% мудрости автора. И отдает Платон прекрасно изданный, в золоченом переплете, фолиант студентам на переписывание. Чтобы по-минимуму книга-то изнашивалась. Пусть лучше собственные папирусы мусолят.

В итоге мы сейчас реально можем сталкиваться с ситуацией, когда за оригиналы для последующего печатного издания принимаются [конспекты=100% списки] уже напечатанных книг.

Почему на пергаменте? Да потому, что в ближайшем монастыре пришедшие в негодность книги продавали студентам по медяку за штуку. Почему пришли в негодность? Да ересь там написана(в свете последних распоряжений из Ватикана). Текст приказано выскоблить. Да и просто чернила могли выцвести или отшелушиться. Или язык изменился. И монастырская братия ни черта в этих книгах прочесть не может.

Почему на папирусе? Да потому что до поры - до времени бумага была худшим носителем, чем папирус. В 15-16 веках, когда из Италии активно возили пшеницу в Египет(литературные свидетельства), обратно привозили пользовавшийся спросом на родине университетов и активного литературного сочинительства папирус. Студент самые ценные книги переписывал на папирусе - для долгой сохранности.

Почему этот папирус в монастыре потом обнаружили? А кем после окончания теологического или философского факультета оказывался вчерашний студент? - Аббатом. И собственную библиотеку где он потом размещал? - По месту жительства. А студент юридического факультета кем оказывался? - Чиновником инквизиции. И тоже жил в соответствующем монастыре. И там же громоздил свои конспекты.

А грамотеи, разрабатывавшие грамматики языков в монастырях ордена иезуитов, где жили? - В тех же монастырях. Если не жили, то во всяком случае - трудились. Офис у них там был. Да и просто - местная тусовка. Под крышей располагались со своими вонючими перегонными кубами алхимики(кардинал такой-то, аббат такой-то...). А в трапезной, в монастырском дворе - общались между собой. Слушай, брат во Христе, нет ли у тебя списочка Диалогов Платона. Помнится, брат, в молодости ты аккуратно добрый десяток переписал. - Да пойди в библиотеку. Спроси у библиотекаря те два папируса, которые я ему по прошлой весне на хранение отдал. Не обессудь. Остальное мыши сгрызли... Ты бы, брат, не жадничал, не побирался, а сходил бы в лавку да купил бы хорошее печатное издание. - Да кто же жадничает. Господь с тобой. Только денег нет. Пропил я их во славу господа нашего на прошлой неделе... Брат Антонио золота пока не получил, но такую крепкую воду из вина отогнал, что с ног валит враз. Скажу по секрету, он денежку, которую за эту воду получает, намерен переплавить и выдать за продукт своих алхимических опытов. Епископ-то, подозревая обман, денег ему самому не выдает. Но только тс-с-с! А то и вино запретит ему для опытов выписывать.


2105. Фальсификация и информация. - Виктор Б 23:03 17.08.05 (315)