Строим хронологию


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 02 November 2005 at 15:37:41:

По просьбе трудящихся открываю новую ветку. Я воспроизвожу свое предыдущее сообщение с небольшими дополнениями и поправками.

Рассмотрим, как хронология выстраивается по анналам - погодным хроникам, где все датировано с точностью до года. Мы будем строить нашу хронологию с первого века нашей эры. Если будет интерес, или кто-то еще захочет подключиться, то можно потом поговорить и об источниках хронологии более раннего времени.

Возьмем знаменитую Хронографию Евсевия. Давайте на время забудем, что в ней он описывает хронологически упорядоченно события с древнейших времен до своего времени. Ну пусть он что-то там напутал, наврал, пропустил, добавил, не понял древние календари - не суть. Давайте будем интересоваться событиями, начиная со времени введения юлианского календаря, или даже вообще с первого века нашей эры, когда уже юлианский календарь упорядочился и прочно вошел по всей римской империи. То есть будем считать, что за 250 лет до своего рождения Евсевий хронологию знает. Ну пусть он там тоже где-то на 5-10 лет ошибается (что крайне сомнительно), но не на 300 и не на 1000 же лет. Евсевий свою хронику тоже не сам придумал, он опирался на творения, например, Юлия Африканского, который жил в 3 веке (160-240) и довел свою пятитомную "Хронографию" до 221 года. Хронография Юлия, к сожалению, известна лишь по цитатам более поздних авторов, в отличие от хроники Евсевия, которая, хотя полностью на греческом и не дощла, но по переводам - армянский, латинский Иеронима и гигантские цитаты у поздних византийских историков восстанавливается достаточно хорошо. Итак, мы имеем погодную хронику событий, скажем, с 1 по 325 год.

Примечание. Когда я говорю 325 год, я пока имею в виду условную дату, от некоторой условной точки отсчета, я пока не утверждаю, было это 1700, или 700 лет назад.

Итак, от Евсевия мы имеем хронику, доведенную до 325 года. Эта хроника так понравилась, что у Евсевия появились многочисленные продолжатели и подражатели. Хроника была переведена на сирийский. Есть Антиохийская хроника, дополняющая Евсевия событиями событиями 325-350 года. В 4 веке хронику Евсевия перевел на латынь и довел до 378 года Иероним. Теперь она стала известна и в Западных провинциях империи. Хронику начинают продолжать все кому не лень.

Сульпиций Север продолжил хронику Иеронима ее до 400,
Проспер Аквитанский дополнил и продолжил до 455 года.
Гидаций - 379-468,
Панодор - 395-408
Анниан - до 412 г.
Малала - до 537 г.
Марцеллин - 379-566
сирийский историк Иоанн Эфесский до 585 года.
Эдесская хроника: 490-540
Джошуа Стиллит: 494-505
Евагрий Схоластик: 431-594
Виктор Туннунский: 444-566
Иоанн Бикларский: 567-590 (Продолжатель хронику Виктора Туннунского)

В 519 Кассиодор опубликовал свою краткую хронику, которая опирается не только на Евсевия и его продолжателя, но и на западные источники, например, Равеннские анналы (110-580). И тут мы дошли до смычки с выбранной точкой отсчета (РХ), поскольку Кассиодор был другом того самого Дионисия Малого, который рассчитал пасхальные таблицы на новый 532-летний период и предложил считать годы от Рождества. До этого хронисты использовали разные эры, как правило, несколько одновременно плюс указания консулов и годы правления императоров. В дальнейшем во многих хрониках параллельно обычной хронологии следует и пасхальная хронология, а с 7-8 века начинает появляться датировка от Рождества Христова.

Например, знаменитая Пасхальная хроника, которая доводит описание до 627 года.

Давайте пока сделаем привал. Итак, мы довели хронологию до 7 века и имеем костяк событий погодно датированных с именами консулов, императоров, патриархов, пап, епископов и т. д. за 600 примерно лет. Все это по многим многократно пересекающимся погодным хроникам, которые легко дополняются другими историческими произведениями того времени, например, многочисленными "церковными историями", уделяющими больше внимание не светским, а церковным событиям, которые легко привязываются к нашему костяку, а также разными историями народов (напрример, многочисленные книги Прокопия), которые, хотя и не имеют погодной разбивки, но довольно легко привязываются к датам. Можно упомянуть здесь и "Историю франков" Григория Турского (555-592), который излагает события очень близко к форме анналов.

Передохнем и потом двинемся дальше. Но сначала я хотел бы привести одну интересную диаграмму, составленную немецкой специалисткой по средневековым анналам A.Brinken, показывающую, почему обычно нет никаких проблем в привязке одного хрониста к другому. На ней заштрихованная часть показывает события до н.э., белая - после, а черная - часть истории, современной хронисту.

Как видите, для составления хронологии таким способом никаких особых "научных методов" не требуется. Не нужны они были и продолжателям и дополнятелям. Хотя проверить правильность датировок в этих хрониках, конечно, можно. В них описано много разных астрономических явлений, но этот вопрос мы неоднократно уже обсуждали. Я представлю позже выписки всех найденных мной датируемых астрономических явлений из каких-нибудь больших анналов, охватывающих большой интервал времени.


2142. Строим хронологию - gorm 15:37 02.11.05 (290)
  • Re: Как строили хронологию - Roger 00:14 11.11.05 (2)
  • Re: Строим хронологию - d-te 05:24 05.11.05 (28)
  • Re: Строим хронологию - Марина 00:53 04.11.05 (0)
  • Опечатку исправьте... - Михаил из Иерусалима 16:32 02.11.05 (2)
  • Re: Строим хронологию - Гость 16:32 02.11.05 (41)
    К списку тем на странице