Re: Ссылки и даты - филэллину, gorm-y и Roger-y


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 15 November 2005 at 22:16:45:

В ответ на сообщение: Ссылки и даты - филэллину, gorm-y и Roger-y

Прежде всего я еще раз приведу мнение одного из крупных специалистов в обсуждаемой нами области - О. Рапова: 'Поэтому в некоторых произведениях того времени имеем странный анахронизм, по которому современником Фотия был князь Владимир, крестивший Русскую землю в 989 г." (РАП с. 17)

Уважаемый Йордан, Вы совершенно напрасно, надеюсь случайно, опустили вступительную фразу Олега Михайловича: "Еще в XI - XII вв. христианство на Руси считалось утвердившимся при патриархе Фотии в IX в." Напомню, что Фотий жил в 9, а Владимир в 10 веках, так что эти некоторые произведения никак не могут быть современными описываемым событиям и описывать эти события. Они могут лишь отражать представления людей, живших в это время о предшествующих событиях.

Книга Ассемани мне недоступна, но откуда Вы взяли, что болгарский архиепископ Гаврил и Охридский епископ Гариель - это одно лицо?

Ваша схема показывает, что в Никоновскую летопись попала информация из первоначальной рукописи (альфа) по пунктирной линии. Поэтому я не вижу на каком основании Вы можете утверждать, что приведенная цитата не взята из исходной рукописи.

Уважаемый Йордан, эта пунктирная линия от альфы к Никоновской летописи Вам привидилась. Посмотрите, пожалуйста, еще раз. Никоновская летопись - очень поздняя компиляция, в ней действительно есть какие-то ранние краткие спорные сведения, неизвестные по другим летописям, но независимого подтверждения ни один из этих фактов не имеет и поэтому историки относятся к ним с подозрением. (История про Фотия и Владимира - не из этой серии, тут откуда ного растут примерно ясно.)

Потом, я в этой схеме не нашел Устава Владимира. Не хотите ли сказать, что он - поздняя компиляция?

Этот устав - не летопись, поэтому, естественно, его в этой схеме и нет. Вот что пишет Ключевский:

УСТАВ ВЛАДИМИРА СВЯТОГО. Начальная летопись, рассказывая, как Владимир Святой в 996 г. назначил на содержание построенной им в Киеве соборной Десятинной церкви десятую часть своих доходов, прибавляет: "...и положи написав клятву в церкви сей". Эту клятву мы и встречаем в сохранившемся церковном уставе Владимира, где этот князь заклинает своих преемников блюсти нерушимо постановления, составленные им на основании правил вселенских соборов и законов греческих царей, т. е. на основании греческого Номоканона. Древнейший из многочисленных списков этого устава мы находим в той же самой новгородской Кормчей конца XIII в., которая сберегла нам и древнейший известный список Русской Правды. Время сильно попортило этот памятник, покрыв первоначальный его текст густым слоем позднейших наростов. В списках этого устава много поправок, переделок, вставок, подновлений, словом, вариантов - знак продолжительного практического действия устава.

'М. А. Оболенский писал, что даты в двух русских летописях - 'Летописце Григория' и 'Летописи Нестора' - вставлены игуменом Выдубецким Сильвестром в начале ХII в.: Таким образом, с датами в ПВЛ не все гладко.

Но Сильвестр и является как раз одним из авторов ПВЛ! О том, кто именно из составителей проставил даты для самых ранних событий и на основании каких источников можно только гадать и понаписано об этом вагон и маленькая тележка.


2142. Строим хронологию - gorm 15:37 02.11.05 (290)
  • Re: Как строили хронологию - Roger 00:14 11.11.05 (2)
  • Re: Строим хронологию - d-te 05:24 05.11.05 (28)
  • Re: Строим хронологию - Марина 00:53 04.11.05 (0)
  • Опечатку исправьте... - Михаил из Иерусалима 16:32 02.11.05 (2)
  • Re: Строим хронологию - Гость 16:32 02.11.05 (41)
    К списку тем на странице