Строим хронологию, ч.III. Сирия


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 26 November 2005 at 23:32:09:

Как и обещал, в этой серии хронологического сериала мы поговорим о сирийских хрониках. Начало см. здесь и здесь

Что такое Сирия (согласно Словарю Античности)? Это территория между Евфратом и Средиземным морем не вполне совпадает с современной Сирией. После захвата Александром Македонским в 333-332 г. до н.э. вошла в его державу. После смерти Александра и распада империи при Селевкидах правящий класс составили греко-македонские переселенцы. Основные города - Антиохия, Апамея, Дура-Европос и др. В 64 г. до н.э. Сирия была завоевана Помпеей и стала римской провинцией. С 1 по 3 века н.э. в пограничной с Парфией области расцвел оазис Пальмира. Выходцы Сирии Гелиогабал и Александр Север становились императорами. В 395 году Сирия отошла к Византии и стала одной из ее важнейших областей. В 7 веке Сирию захватили арабы.

Тем, кто заинтересовался сирийскими хрониками горячо рекомендую книгу Н.В.Пигулевской 'Сирийская средневековая историография'.

'Сирийская историография является частью большой литературы, которая написана на сирийском литературном языке, сложившемся на основе центрального арамейского наречия семитской языковой группы. Она создавалась сирийцами-христианами, очагом культуры которых стало государство Осроэна со столицей в Эдессе (Урхе), возникшее в эпоху эллинизма в северо-западной части Месопотамии. Исторические и географические условия способствовали распространению этой культуры не только по всей Месопотамии и приморской Сирии, но и далеко за пределами Осроэны - в Иран, Среднюю Азию, Китай и Индию.' [Из предисловия Е.Н.Мещерской, с.3]

На Сирийский были переведены с греческого многие известные авторы. В частности, самый древний и важнейший манускрипт нашего любимого Евсевия, правда, не Хроники, а церковной истории сохранился именно на сирийском. Это рукопись 463 года н.э.! И хранится она : в Петербурге в Российской Публичной библиотеке.

Как мы видели в предыдущей серии в Византии наблюдался постепенный отход от традиции погодных хроник Евсевия. Авторы жертвуют документальностью в пользу дидактичности и художественности. Но все же можно довести непрерывную погодную летопись до 819 года (хроника Феофана) и даже дальше.
И хотя даты, рассыпанные по хроникам жизни императоров, поздних византийских историков позволяют обычно без труда восстановить хронологию событий, пусть и не всегда абсолютно точно, мы договорились затруднить себе задачу и строить нашу хронологию по погодным хроникам и анналам. Такой мостик к современности от Феофана и его продолжателей можно перекинуть через русские летописи. Другая возможность - сирийские хроники. Авторы сирийских хроник не пожелали отходить от принципов Евсевия погодного хронологического изложения событий, и жанр погодных хроник здесь остался основным.
Такой жанр в Сирии имеет давние традиции:
Традиции погодных записей, фиксировавших наиболее важные и замечательные события в жизни города, сохранялись от 'языческих времен', как об этом сообщают источники. Такой широко известный памятник, как 'Учение апостола Аддая', указывает на существование архива эдесских царей и царских писцов, которые вели переписку и записывали наиболее важные события своего времени. Несомненно, древним записям обязана хроника псевдо-Диониссия Телльмархского списком 'царей Эдессы'. По образцу последнего, как и в соответствии с обычаем, принятым в других больших городах, в Эдессе со времени ее христианизации велся список епископов, следовавших 'один за другим' с.21.

- Лучшим источником по истории Ближнего Востока на рубеже V и VI века является хроника Иешу Стилита, написанная в 518 году.
- В Эдесской хронике (сохранилась в рукописи VII века) использована хроника Стилита и погодная хронология событий доведена до 540 года. Хроника Иешу Стилита является составной частью (вместе со введением и заключением) хроники Дионисия Телльмахрского, доведенной до 775 г. н.э.
- Псевдо-Захария активно использует в своем сочинении перевод известной византийской хроники Захарии Митиленского (Ритора), доведенной до 491 г. и продолжает ее до 569 г.
- Хроника Иоанна Эфесского охватывает период от 571 до 585 г. нашей эры. До нас дошла только третья, последняя часть книги, первая и вторая, описывающая предшествующие годы лишь во фрагментах, в частности, они вошли в упоминавшуюся выше хронику, приписываемую Дионисию Телльмахрского (псевдо-Дионисия) и в большую хронику Михаила Сирийского, о которой дальше. Надо сказать, правда, что Иоанн Эфесский ставил даты в своей хронике несистематически.
- Хроника Фомы Маргского рассказывает историю несторианского монастыря за три столетия по 849 год.
- Одна из последних средневековых сирийских хроник - знаменитая хроника Михаила Сирийца доведена до 1195 года. Известна как в оригинале, так и в переводе на армянский и арабский. У автора была интересная задумка излагать все синхронные события в трех столбцах: 1) для церковных, 2) для светских и 3) для прочих событий и он использовал огромное количество более ранних хроник.
- Анонимная хроника 1234 года. До какого времени доведена эта хроника ясно из названия.

Дальнейшее развитие сирийской историографии связано уже с арабской традицией, которую мы пока не трогаем.


2172. Строим хронологию, ч.III. Сирия - gorm 23:32 26.11.05 (7)
К списку тем на странице