Об истории создания "Анонимной записки"


Автор сообщения: Драмокл
Дата и время сообщения: 03 December 2005 at 20:39:07:

Ниже один из варинатов первой части статьи об "Острове русов". Вопрос об авторстве Анонимной записки разбирается в конце. Введение оставлено для понимания общего смысла.

Буду благодарен за возражения в плане логической обоснованности и фактических ошибок.

Тект:

'Остров русов', таинственный географический объект, упоминаемый целым рядом мусульманских писателей X-XVII вв., изначально рассматривался исследователями как важный аргумент в поисках 'истоков руси'.
Древнейший рассказ об острове (аль-джазире) русов, сохранившиля в энциклопедии арабского автора начала X века Ибн Русте. Согласно этому источнику русы живут на острове, протяженностью три дня пути, который 'покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги'. Их царь носит титул кагана. Русы не имеют пашен и живут грабежом славян и торговлей рабами и пушниной. Главное богатство руса меч - и это единственное наследство, которое рус оставляет своему сыну. Походы русы совершают на кораблях. Царь русов осуществляет правосудие, но часто споры решаются мечом. Русы хорошо обращаются с чужеземцами. Их знахари имеют большую власть и 'повелевают царям'. В жертвы богам приносят людей и животных, удушая жертву петлей. Русы шьют себе шаровары из 100 локтей холста. Они хоронят своих мертвецов в могиле в виде 'большого дома' вместе с утварью и женой .
Попытки географической локализации 'острова' предпринимались на протяжении почти двух веков, но исходили, как правило, не из реального ограниченного комплекса знаний о руси, которым могли располагать авторы IX века, а из собственных представлений ученых о том, где мог находиться центр формирующегося древнерусского государства. Немалое влияние на развитие дискуссии оказала трехвековая полемика сторонников и противников норманнской теории образования Древнерусского государства.
Сторонники скандинавской версии происхождения руси как правило помещали 'остров русов' на севере Восточной Европы - в районе Новгорода, Ладоги, Ярославля или в Волго-Окском междуречье, то есть там где, по их мнению могли располагаться древнейшие центры 'варяго-русской' государственности. При этом термин 'остров' толковался очень широко как 'местность, находящееся в междуречье'. Забывалось, что хотя такое толкование и допускает арабский термин 'джазира' (остров, полуостров, междуречье), но не допускает сам источник, сообщающий об острове или полуострове в море или в озере.
Противники норманнской теории, не имеющие общей концепции образования Древнерусского государства предлагали самые разнообразные локализации от острова Рюген в Балтийском море на севере (в связи с теорией о происхождении из этого острова особого славянского народа Русь) до Киева, Приазовья, Крыма, Тамани и Дунайской дельты на юге, где по их мнению могли находиться наиболее ранние центры русского (славянского, салтовско-аланского и т.п.) государства. Сторонники этого направления вынуждены либо почти полностью игнорировать данные источников, либо рассматривать их в самом узком контексте. Например, большинство южных локализаций 'острова русов' почти целиком основаны на известиях поздних авторов XIII-XIV века, сообщавших о 'русских островах' в Приазовье, причем комплекс данных IX-X в. во оставался без рассмотрения.
Новый подход к изучению проблемы может требует расмотрения легенды в более узком контексте свода географических понятий и представлений, свойственных средневековым авторам. Мусульманская, арабская и персидская литература в конце IX - начале X века (ко времени формирования сюжета) вряд ли имела собственные независимые источники, информации о Руси. Главный корпус их формировался несомненно под влиянием соседей (греков, хазар, булгар, жителей стран кавказского и прикаспийского региона, печенегов и тюрок), находившихся в постоянном непосредственном контакте (географическом и торговом) с представителями этого народа. Именно этот свод известий (а не историко-археологические данные современной науки), должен стать основой для поисков.
Древнейший пласт известий о руси и славянах, как известно, в целом связан с византийским наследием [...]. Более поздние и более точные в этнографическом плане данные приносило знакомство мусульманских купцов с русскими, во время длительных торговых экспедиций последних на Волгу и Каспий, в периоды редких военных конфликтов. Эти данные дополняли друг друга, но изобиловали неточностями, часто вступали в противоречие и потому требовали от автора критического анализа. Все это надо учитывать при восстановлении процесса формирования корпуса известий о Руси, сложившегося в исламской средневековой традиции.
'Рассказ об острове русов', известный в своем 'классическом виде' по сочинениям Ибн Русте и Гардизи, несоменнно содержит в себе оба потока пересекающейся противоречивой и разновременной информации. Датировка этого рассказа несмотря на многолетнюю полемику до сих пор вызывает споры. Наиболее ранним, как мы уже сказали, сочинением, содержащим рассказ об 'острове русов' является 7-й том энциклопедия 'Ал-А'лак ан-нафиса' ('Дорогие ценности', начало X в.) арабского ученого Ибн Русте, работавшего в иранском городе Исфахане. Д.А. Хвольсон, опубликовавший перевод отрывков Ибн Русте (под именем Ибн Дасты) считал, что тот писал вскоре после 903 г. (года своего паломничества в священные города Аравии) . Хвольсон обосновывал свою точку зрения тем, что у Ибн Русте вроде бы нет ссылок на события, происходившие после этого года, не упоминаются авторы, писавшие позже IX века. В пользу более поздней даты (после 922 г.) высказывались Ф. Вестберг и Й. Маркварт. В сообщение Ибн Русте о булгарах говорится, что 'большинство из них мусульмане', у них есть мечети и школы, минареты и муэдзины . Ислам же был принят волжскими булгарами после поездки Ибн Фалдана на Волгу в 922 г. Об этом, сообщает, например, ал-Масуди: 'Царь булгар в наше время, а это 332 [943-944 гг.] - мусульманин. Он стал мусульманином во время (халифа) ал Муктадира Биллахи после 310 [921-922 гг.] г. хиджры' . Имя правителя, принявшего ислам (Алмуш) у Ибн Русте и Ибн Фалдана совпадает.
Краткое известие об 'острове русов' есть в 6-томной энциклопедии 'Китаб-албад ва-т-тарих' ('Книга творения и истории', ок. 966 г.) известного саманидского ученого ал-Муккадиси. Ал-Муккадиси следовал Ибн Русте, но считал остров крепостью, в которой живут 100 тыс. человек . Рассказ об 'острове русов' был использован в анонимном географическом трактате 'Худуд ал-алам' ('Пределы мира', около 982 г.), написанном на персидском языке для одного из правителей Северного Афганистана. 'Худуд' не содержит сведений об островном положении руси, но повторяет рассказ Ибн Русте во многих деталях ('царя их зовут хакан русов', 'знахари у них в почете', 'они шьют шаровары из приблизительно 100 гязов холста') . Новые данные: упоминание о десятине, уплачиваемой русами царю. Автору 'Худуд' был известен рассказ о 'трех центрах' руси, на его основе видимо и был сделан вывод о том, что русская земля не является островом. Наиболее полный рассказ об 'острове русов' содержится в книге хорасанского географа Гардизи 'Зайн ал-ахбар' ('Краса повествований', середина XI века). 'Остров русов' по Гардизи окружен морем, а не озером, как у Ибн Русте. Население острова 100 тыс. человек и царь их получает десятину с торговых операций. Уникальным известием является рассказ о полюдье у русов: 'Всегда 100-200 из них ходят к славянам и насильно берут с них на свое содержание, пока там находятся' .
Значительно менее подробную информацию об 'острове русов' предоставляют сирийские и испанские авторы XIII - XV в. (Абу-л-Фида, Ибн Саид, ад-Димашки), сообщающие об нескольких островах в Азовском море, о походах руси на Каспий против хазар . Источником для них послужила 'Книга путей и стран' испанского автора ал-Бекри (ум. 1094 г.). Согласно Ал-Бекри, русы - народ 'островной' и 'корабельный', граничит с Черным морем . Сведения 'Анонимной записки' о славянах и руси были известны этому автору, но он заменил их почти целиком известиями заимствованными из сочинений арабского географа ал-Масуди (середина X в.) и испанского еврея Ибрагима Ибн Йакуба (ок. 965 г.), который посетил около 960 г. двор германского короля Оттона I и располагал более подробными сведениями о славянах . Среди поздних источников заслуживают внимания восточные легенды об 'острове русов', братьях Русе и Хазаре анонимного сочинения 'Моджмал ат-таврих' ('Собрание историй', 1126 г.), и рассказ о руси и острове русов в 'Нашк ал-ахзар фи гара'иб ал-актар' ('Аромат цветов из диковинок округов', 1516 г.) египетского историка Муххамеда ибн Ийаса, использовавшего какие-то древние редкие источники.
Согласно общераспространенной точке зрения 'рассказ об острове русов' находился в составе гипотетического источника последней четверти IX в., содержавшему описание народов Восточной Европы (печенегов, хазар, буртасов, поволжских булгар, мадьяр, славян, русов, Сарира, алан) и условно названному 'Анонимной запиской' . 'Анонимная записка', т.е. сходное описание называнных выше народов, нашло свое отражение в трудах Ибн Русте, Гардизи, ал-Марвази, ал-Муккадаси, ал-Бакри и других авторов. В силу чего происхождение рассказа об острове руси было тесно связано в историографии с вопросом об авторстве и первоначальном содержании этого источника.
В XIX веке, первые исследователи Анонимной записки считали, что ее автором мог быть сам Ибн Русте , не раскрывавший своего источника. Впоследствии от этой версии пришлось отказаться: было обнаружено множество новых вариантов того же рассказа, но ни одному из авторов сочинение Ибн Русте не было известно. Ал-Муккадиси и Гардизи признают в качестве источников своих произведений, 'Книгу путей и стран' Ибн Хордадбеха (около 885 г.) и одноименное сочинение ал-Джайхани (между 915 и началом 920-х гг.) Ал-Бекри, со слов некоего Ахмеда, цитируя ал-Джайхани, сообщает данные о Амударье и притоках аналогичные, тем, что есть у Ибн Русте, что допускает происхождение сведений


2181. Об истории создания "Анонимной записки" - Николай Ф. 20:39 03.12.05 (1)
К списку тем на странице