Продолжаем разбираться с затмениями - XII


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 18 December 2005 at 21:52:00:

В ответ на сообщение: Продолжаем разбираться с заьмениями

Осталось разобрать еще одно затмение - Уфф!

 15. Затмение ь 57:
Около Пятидесятницы

Упоминание об этом затмении содержится в речи бл. Иеронима 'Против Иоанна'. Приводим соответствующий отрывок:

Hieronymi presbyteri contra Joannem Hierosolymitanum ad Pammachium liber unus (Migne, Patr. L. v. XXIII 411)
'Quis scindit ecclesiam? nos, quorum omnis domus Bethleem in ecclesia communicat? an tu qui aut bene credis, et superbe de fide taces: aut male, et vere scindis ecclesiam? nos scindimus ecclesiam, qui ante paucos menses circa dies Pentecostes cum obscurato sole, omnis mundus jamjamque venturum judicem formidaret, quadraginta diversae aetatis et sexus, presbyteris tuis obtulimus baptizandos?'

Если в моей таблице перевода не было, значит на читателя надо было вываливать без понимания только латинский текст?
Даю перевод.

Иероним, Паммахию против Иоанна Иерусалимского. 42.
"Кто раздирает церковь? Мы ли, которые в Вифлееме общаемся в Церкви как
одна семья? Или ты, который, то ли будучи ортодоксом из-за гордыни отказываешься
говорить о вере, то ли будучи раскольником по настоящему раздираешь Церковь?
Мы ли раздираем Церковь, которые несколько месяцев назад около пятидесятницы,
когда помрачилось Солнце, и весь мир устрашился наступления Суда, представили
твоему пресвитеру для крещения сорок желающих разного возраста и пола?"

М. М. Постников (ПОСТ) дает следующий комментарий о датировке этого затмения классиками хронологии:

Подготовимся.

'Это затмение упомянуто в речи бл. Иеронима 'Против Иоанна', являющейся образцом церковного красноречия, явно более поздней эпохи, как происшедшее около дня Пятидесятницы (т.е. не ранее 10 мая и не позже 14 июня).

Откуда Постников взял, что это речь? Письмо, книга, послание, но почему речь?

Стройк считает, что это затмение произошло 6/IV 395 г., а Зейфарт, - что 7/VI 392 г., через 20 дней после Пятидесятницы. Дата Гинцеля 8/VII 400 г. также далека от Пятидесятницы. Поэтому Гинцель высказывает предположение, что, быть может, Иероним описался и вместо лунного затмения написал 'солнечное' (!). Однако подысканное им лунное затмение 1/VI 402 г. все же на целую неделю отстоит от Пятидесятницы.'

Прежде всего, хронологи заметили, что солнечное затмение астрономически из-за определения пасхи не может происходить в непосредственной близости от пятидесятницы, то есть в 51-57 днях от полнолуния, а только через 44-45 или 73-74 дня от полнолуния. Поэтому Гинцелю и пришла в голову идея о лунном затмении, которое действительно может быть вскоре после пятидесятницы. Свидетельство Иеронима довольно неопределенное. И, может быть, речь идет не о затмении, а, скажем, о темном дне на границе атмосферного фронта или затемнения из-за выброшенного в атмосферу вулканического пепла (именно такой случай имеет место для, так называемого, "затмения после смерти Цезаря"). Это весьма вероятно, если учесть особый смысл пятидесятницы (Троицы). Именно в этот день апостолы вспоминали о том, что второе пришествие будет сопровождаться затмениями солнцы и луны и потому естественно, что любые слабые свидетельства потемнения солнца могли вызвать сильную реакцию.

Из текста вытекает, что затмение произошло около Пятидесятницы.

Традиционная и 'новая' датировки

Современная историческая наука датирует затмение ь 57 8-ым июля 400 г. по Юлианскому календарю.

Современная историческая наука в общем-то это затмение так не датирует. С исторической точки зрения споры с Иоанном велись начиная с примерно 394 года, а книга была написана, видимо, около 400 года. Поскольку в принципе около пятидесятницы солнечное затмение невозможно, было предложено три варианта в пределах месяца и все зависит от того, как толковать слова Иеронима. Кстати, не вполне ясно, когда в эти годы община Иеронима праздновала Пасху и Пятидесятницу.

Гипотеза: упомянутое в речи бл. Иеронима затмение ь 57 произошло 18 мая 1463 г. Скорее всего речь бл. Иеронима составлена в Иерусалиме либо в Антиохии. Там максимальная фаза затмения 8 июля 400 г. (его центральная линия видна на карте Ф. Эспенака на рис. 15-1; увеличенный фрагмент этой карты показан на рис. 15-2) была равна соответственно 0,61 и 0,72, а максимальная фаза затмения 18 мая 1463 г. была равна соответственно 0,86 и 0,96.

Дата 8 июля 400 г. далека от Пятидесятницы (по Пасхалии в 400 г. Пасха должна была быть 20 мая), и поэтому затмение в этот день не соответствует описанию затмения ь 57 в первоисточнике.

Современная пасхалия появилась заметно позже времени жизни Иеронима. А в его время бывали споры и варианты. Скажем, поскольку весеннее полнолуние пришлось на 25 марта, по римским правилам за пасхальное могли посчитать 24 апреля, тогда пятидесятница будет 17 июня, что уже не так далеко. Также и иудейская пасха по причине несозревания урожая могла быть перенесена на месяц. Все эти возможности заслуживают изучения.

Дата 18 мая 1463 г. близка к Пятидесятнице, которая в том году была 29 мая. Поэтому затмение в тот день (его центральная линия видна на карте Ф. Эспенака на рис. 15-3; увеличенный фрагмент этой карты показан на рис. 15-4) соответствует описанию затмения ь 57 в первоисточнике.

По-моему, за 11 дней до пятидесятницы - также неудовлетворительно. Если бы после - еще можно было бы принять с учетом октавы.

Записываем эти выводы в таблицу: 1:0

Я бы поставил 0:0.

Итак, окончательный счет по 12 затмениям тот же: 28:9 не в пользу новой хронологии Йордана Табова.



2196. Продолжаем разбираться с затмениями - XI - gorm 17:01 18.12.05 (15)
К списку тем на странице