Re: Вымер бы ли папирус без человеческой помощи


Автор сообщения: Марина
Дата и время сообщения: 06 January 2006 at 21:12:04:

В ответ на сообщение: Re: Вымер бы ли папирус без человеческой помощи

Как приятно, вступая в дискуссию, наблюдать виртуозную увёртливость сторонников нетрадиционного перетолкования традиционных понятий.
Хожу и записываю за Покровским Станиславом:"Иноверцы, обрабатывающие земли, находящиеся под юрисдикцией исламских правителей, облагались довольно жестким налогом. Таким налогом облагались, наверняка, и папирусные мелководья. Как реальные площади, с которых египтяне кормились папирусовыми стеблями. Замена папируса сахарным тростником позволяла иметь и стебли тростника в качестве овощного, витаминного питания, и платить налог - сахаром. Да и после вынужденного расставания с папирусным обрядом египтянам ничего не оставалось делать, как хотя бы по внешности примкнуть к исламу. Что снижало и сам налог с плантаций, но теперь уже тростника."

Ну и ну!

То есть, мусульманский налог с папирусных плантаций был более тяжёлым, чем с тростниковых????

Казалось бы - проще простого - взять и почитать кучу литературы по исламской налоговой системе вообще и применении её в Египте в частности. Так нет - начинается раскидывание мозгами и громоздизм песчанных теоретических построений.

Ox-ox-ox! Тяжка ты, просветительская стезя!

Для начала - базис использованной в Египте Аббасидов-Тулунидов-Ихшидидов-Фатимидов-Айюбидов а затем - мамлюков и потом Османов налоговой системы напрямую восходит к канону мусульманского налогообложения - книге "Китаб аль Харадж", заменённым, вернее, дополненным в 1525 г. Египетским сводом законов 'Канун-намэ Мыср', с той же основой земельного налогообложения.





Желающие могут потратить годы и годы для изучения хотя бы этих двух книг, но для тутошней дискуссии интерес представляет следующее:
1. Немусульмане, обрабатывавшие землю, считались арендаторами земли султаната-халифата (государственной земли). Таким образом "закреплялось" завоевательное право "арабов" на египетские (в частности) земли - эти земли автоматически "отчуждались" от прежних собственников ("феллах") в пользу халифата. При этом сами "феллах" как сидели на земле, так и продолжали на ней сидеть - никто их насильно никуда не переселял и никаких "хрущёвских" экспериментов с новой культурой или новой агротехникой над ними не учинял. Их просто лишали права собственности на землю.
2. Немусульмане для фактического подтверждения гражданства в халифате и закрепления юридической экспроприации обрабатываемой ими земли в пользу халифата обязаны были вносить "земельный налог" - "харадж".
3. Харадж взимался в виде фиксированной доли урожая (эта фиксированная доля менялась от десятины до 20% в разные времена).

Немусульмане лишенные таким образом собственности, восстанавливали свое право обрабатывать землю в обмен на уплату налога исламским правителям. Харадж превращал бывшего обладателя земли в данника, обрабатывающего собственную землю в качестве арендатора. Его наследники получали те же самые права, тогда как полное владение землей было присвоено только арабским (мусульманским) правителям.

Таким образом, харадж взимался не в виде фиксированной части урожая. Чего? А того, что фелах сеяли-веяли-собирали. Хоть грибов.
БСЭ прямо так и пишет: Харадж До Аббасидов преимущественно взимался с единицы площади, а со 2-й половины 8 в. ... возобладало обложение пропорционально урожаю.
На основании 1., 2, и 3. + БСЭ видно, что для немусульман замена папируса на сахарный тростник никоим образом не меняло налоговое бремя.

4. C 8-9 в.в. харадж распространяется и на мусульман, так что обращение тех же египтян из христианства в ислам не приносит уже налогового облегчения. Сначала считалось, что харадж платят только иноверцы, а мусульмане - ушр (часть закята с продуктов земледелия, а также торговые сборы с мусульман). Однако увеличение числа новообращеных грозило серьезным сокращением
поступлений, поэтому было решено, что статус хараджальных земель
неизменен и не зависит от религии землевладельца или арендатора. Исламские законоведы (факихи) толковали харадж как плату, взимаемую мусульманским государством с жителей завоеванных областей за пользование его землями независимо от вероисповедания этих жителей.

5. Принятие местными ислама может быть в "переходный" период 8-9 в.в. и освобождало от хараджа, но зато обязывало всех (всех!) мусульман платить специальный налог только для правоверных - закят, который исчислялся для землевладельцев опять же как доля урожая. Сбор закята с продуктов земледелия в размере 1/10 части урожая производился сразу же по завершении сбора урожая, а с остального в размере 1/40 - по истечении календарного года.


На основании 4. и 5. видно, что замена папируса сахарным тростником и переход с этим тростником в "муслиманы" никоим образом и никак не влияла на налоговое бремя.


Вывод: утверждение, что переход с папируса на тростник "снижал и сам налог с плантаций, но теперь уже тростника. Процесс с сильной положительной обратной связью. " - более чем голословно, оно противоречит здравому смыслу и практике мусульманского налогообложения в Египте.


Разумнее всего (доказать пока мне это нечем, но почему бы не породить очередную гипотезу?) было бы предположить, что папирус год за годом в течение 5-10 в.в. терял свои свойства как сельскохозяйственной и технической культуры, а землевладельцы утрачивали к нему интерес.
1. Продукт питания - хмхмхм!!! Никто не пробовал есть папирус? А пшеницу, ячмень, бобы, сорго? Вот! Папирус как продукт питания вообще не культура. А уж с распространеием кукурузы Османидами - и вовсе нонсенс.
2. Как сырьё для "бумаги" - теряет всякое значение с распространением бумаги. Не только в Египте.
3. Как медицинский препарат - вообще не используется классической мусульманской медициной или может быть с бОльшим успехом заменён любыми другими традиционно-мусульманскими средствами.
Утрата интереса к бесперспективной культуре, к культуре с сокращающимся спросом и перенход на более продуктивные культуры - вот, по-моему, одна из главных причин "исчезновения" папируса на обрабатываемых землях в долине Нила.


2200. Ау Израиль - elcano 10:48 24.12.05 (279)
К списку тем на странице