Погребальный ритуал в древнем Египте


Автор сообщения: Марина
Дата и время сообщения: 15 January 2006 at 17:08:57:

В ответ на сообщение: Станиславу Покровскому -

'Заворачивание' во что-то в процессе мумификации и саркофаги

:Мумию обертывали льняными бинтами, между которыми были положеїны скарабеи и амулеты. В саркофаг помещали папирус со священным текстом из 'Книги мертвых'.
:
Спеленутую льняными бинтами мумию помещали в саркофаг. В период Древнего и Среднего царства саркофаги имели прямоугольную форму. Их поверхность покрывалась изображениями и надписями, содержащими имя и титул владельца, перечень приносимых даров. На фрагментах от саркофага жрицы-богини Хатхор - Хевит (II Переходный период) изображены два запечатанных сосуда, каждый на подставке, деревянная кровать с ножками в виде бычьих ног, деревянный подголовник, медное зерїкало, пара сандалий, состоящее из нескольких рядов мелких фаянсовых бусин ожерелье, сосуды для омовений (таз и кувшин), одежда. Стенки саркофага Иниотефа (начало Среднего царства) украшены иероглифическими надписями с перечнем даров и двумя большими изображениями глаза 'уджат', долженствующими уберечь покойного от злых сил.

В период Среднего царства стало обычным покрывать стенки саркофагов магическими надписями - так называемыми 'Текстами саркофагов', которые по содержанию связаны с 'Текстами пирамид'. В них подробно изложены мифологическая космогония и космография, но как бы в картине мира обыкновенного человека, а не божественного царя. Их целью было способствовать оживлению умершего и благополучному продолжению жизни после смерти. В 1200 речениях, входящих в комплекс 'Текстов саркофагов', просьбы к богам чередуются с угрозами врагам, боязнь подземного мира - с предвкушениями радостного существования.

По мере развития египетского религиозного мышления и представления о пути к бессмертию менялось и оформление саркофагов. Уже в Среднем царстве наряду с прямоугольными появляются саркофаги в виде мумифицированного человеческого тела, которые помещались внутрь прямоугольного.

Но особое расїпространение мумиеобразные саркофаги получили в Новом царстве. На саркофагах появляется ряд канонизированных изображений: богини неба Нехбет в образе самки грифа или Нут в образе крылатой женщины, богинь-покровительниц Исиды и Нефтис, четырех сыновей бога Хора и т.д. Поверхность покрывали жертвенные формулы и изречения из 'Книги мертвых' - магического религиозного текста, состоящего из 189 глав, содержащих египетские понятия о космогонии, моральные представления, магические заклинания, предписания в связи с погребальным ритуалом. Надписи из 'Книги мертвых' могли сочетаться с изречениями из других религиозных текстов.

Антропоидные саркофаги были распространены в Египте и в I тыс. до н.э., и во время XXV и XXVI династий. Персидские саркофаги прямоугольной формы имели столбики по углам и покатую крышку. Обычай хоронить в саркофагах сохранялся и в Греко-римский период. Саркофаги этого времени, обычно антропоидные, отличаются особой яркостью раскраски. Мумию заворачивали в погребальную пелену с изображением покойного в образе Осириса, сопровождаемого богом-бальзамировщиком Анубисом. Пелены эти заготавливались заранее, и в момент погребения на место расположения головы вставляли прижизненный портрет умершего, являвшийся как бы носителем его души (т.н. 'фаюмские портреты').


2212. Станиславу Покровскому - - Марина 17:05 15.01.06 (41)
К списку тем на странице