Re: Погребальный ритуал в древнем Египте


Автор сообщения: Марина
Дата и время сообщения: 15 January 2006 at 17:12:39:

В ответ на сообщение: Погребальный ритуал в древнем Египте

ЧЕХЛЫ МУМИЙ

В древнейшие времена тело умершего заворачивали в тканый покров, которой в Додинастический период и затем в эпоху Древнего царства был заменен на тугие бинты, полностью покрывавшие фигуру. Бинты пропитывали смолой или покрывали слоем гипса для придания телу прочности, что было существенно при весьма несовершенной в те времена технике мумификации. Сначала бинтами оборачивали отдельные части тела, а затем и всю фигуру; длина бинтов в общей сложности могла доходить до 1000 м. Среди бинтов симметрично размещали амулеты, между ногами - начиная с эпохи Нового царства - помещали свиток папируса с текстом 'Книги мертвых'. В заключение сверху клали еще одну пелену, которую декоративно закрепляли бинтами, так что образовывалась одна продольная полоса от головы до ног и четыре поперечные.

На лицо клали маску из картонажа (несколько слоев ткани или прессованного папируса, пропитанных клейким веществом, покрытых тонким слоем гипса и раскрашенных) или льна. В случае с мумиями фараонов или членов царской семьи маска выполнялась из золота, поскольку египтяне считали, что плоть богов состоит из этого благородного металла.

Мумию помещали в один или неїсколько антропоидных саркофагов, которые ставили во внешний саркофаг, как правило в виде прямоугольного ящика. С эпохи Нового царства начали использовать целое покрытие мумии из картонажа, прообразом которого был, конечно, сам антропоидный саркофаг. Иногда на мумию помещали точно повторяющую ее очертания деревянную крышку. Картонажное покрытие, или чехол, полностью закрывавший мумию, изготавливали на специальной форме, после высыхания сзади делали разрез, в который после изъятия формы вставляли мумию, а швы завязывали узкими льняными ленточками, продернутыми в проделанные отверстия. Чехлы расписывали изображениями, в целом сходными с росписями саркофагов. Таким образом, назначение чехла заключалось не только и не столько в защите мумии, скорее он должен был гарантировать благополучное загробное существование, как и многие другие элементы погребального культа и гробничного инвентаря.
Значительные изменения во внешнем виде чехлов произошли при Птолемеях. Теперь чехлы больше не являлись цельными, а представляли собой несколько, как правило четыре-пять, частей, а именно: маску, нагрудник с изображением богини Нут и скарабея, вертикальную полосу и покрытие ног с нарисованными на 'нижней' стороне сандалиями. Кроме того, широко распространился обычай изготовления позолоченных масок, что в более раннее время было привилегией царей. В эпоху римского владычества эти черты в целом сохранились, но появилось гораздо больше новых типов масок как таковых (см. об этом раздел 'Маски'). Характерным признаком мумий Римского периода является искусная, замысловатая манера накладывания бинтов в виде 'кассет'; на лице закрепляли бинтами плоское живописное изображение умершего (т.н. фаюмский портрет). Поразителен при этом тот факт, что процесс мумификации переживал упадок и, как показывают рентгеновские исследования мумий, сами они были очень низкого качества и претерпели значительные разрушения внутри этой роскошной 'оболочки'.


Обратите внимание на этот раздел - тут вопросы об учете и контроле на египетских кладбищах кажется уже возникал

ЭТИКЕТКИ ОТ МУМИЙ

Подобные таблички служили для идентификации мумий (в основном в массовых погребениях). Они привешивались к мумии умершего и предназначались для тех, кто ведал гробницами, частично заменяя собой надгробные плиты. Надписи - обычно греческие - обязательно содержат имя покойного, могут быть добавлены имена матери, отца и родственников, профессия, возраст, место происхождения, дата смерти и ее причина. Демотические надписи на обороте содержат обращение к Осирису. Наиболее ранїние этикетки относятся к I в.; сам обычай зафиксирован до VIII в.


2212. Станиславу Покровскому - - Марина 17:05 15.01.06 (41)
К списку тем на странице