О дате Плиниевского извержения


Автор сообщения: elcano
Дата и время сообщения: 17 February 2006 at 20:13:55:

В ответ на сообщение: о Плинии Младшем

Давайте посмотрим, когда же стало известно, что первое письменно упоминаемое извержение Везувия произошло 24 августа 79 года нашей эры.

Можно достаточно просто определить, когда дата стала почти общепринятой, этот первый рубеж определяется датой выхода 17 тома Энциклопедии Дидро (первое издание 1765 год), где в статье о Везувии приведена дата 24 августа 79 г.н.э.
'Этот навсегда запомнившийся пожар, произошел в 79 году христианской эры, и начался двадцать четвертого августа, в семь часов, а ему в течение ночи предшествовали землетрясения.'

Если же посмотрим, что знали о дате до 1765 года, то найдем много интересных вещей. Посмотрим, какое число приводится в первых печатных изданиях 'Писем' Плиния Младшего, и видим на Галлике, есть издания 1483, 1492, 1515 годов и во всех этих изданиях приведены Ноябрьские календы (то есть 1 ноября), причем, написание в латинском оригинале сначала месяца, а затем календ ( nouemb. Kal) , с современной точки зрения является достаточно необычными способом записи.
Необходимо также обратить внимание, что письмо 6.16 (где присутствует рассматриваемая дата) было опубликовано не только в книгах содержащих переписку Плиния Младшего, но и оказывается в ряде изданий 'Естественной Истории' Плиния Старшего, в виде введения.
Смотрим издания 'Естественной Истории' Плиния Старшего, издания 1476 и 1487 дают (.VIIII. Kal.), а издание 1516 года дает (.IX. Kale(n)), то есть здесь есть дата девятые Календы, но месяц вообще не упоминается.
Таким образом в первопечатных изданиях писем Плиния Младшего уже заложена неопределенность в дате, обычно говорят, что это следствие безграмотности переписчиков. Следует обратить внимания, что во всех первопечатных изданиях отсутствует понятие года когда произошло извержение и только в дальнейшем, при согласовании времени извержения по Плинию с другими древними авторами, возникает год.

Смотрим далее когда появляются новые идеи, в издании 1533 года с комментариями Марио Катанаеи (Marioe Catanaei) уже конкретно (вероятно впервые) приводится дата девятый день до сентябрьских календ (24 августа). Комментарий комментатора достаточно прост ' nono cal. Septembrius legatur etiam cal. Nouembris' т.е. 9-ые Календы Сентября, читалось также Календы Ноября. Комментарий без комментариев, что и откуда. Хотя из контекста видно, что дата возникла из сопоставления и отождествления события (извержение Везувия) описанного двумя разными авторами Плинием Младшим и Дионом Кассием. Здесь возникает первая проблема, наше издание на обложке имеет дату 1533 год, а обычно говорят, что первое издание Диона Кассия (в изложении Ксифилина, где говорится об извержении Везувия) опубликовано только в 1551 году. Данное разногласие в принципе может быть снято, в каталогах можно найти, что существует перевод Георгия Мерулы(Georgio Merula. Item Vesaevi montis conflagratio ex eodem [Dione] Merula inteprete.) в сборнике изданном в 1503 и 1519 годах. Однако ссылки на данную работу Мерулы, ни в одной из просмотренных работ, анализирующих произведение Диона Кассия пока не обнаружено и совершенно не ясно о чем идет речь в работе Мерулы. Если отождествление события еще можно понять, то принятие даты 9-ые Календы Сентября вызывает ряд вопросов филологического характера. Более поздние английские авторы при переводе работы Диона Кассия дают совершенно разные толкования греческому слову phthiniporon -в одном случае поздняя осень, в другом время перед осенью. Катанаеи вероятно понимал данное место Диона Кассия, как время предосеннее и тогда известные из изданий Плиния Старшего 9-ые Календы связываются с последним летним месяцем, и в тоже время дата 1-ое Ноября из изданий Плиния Младшего становится как бы неправильным.
Таким образом появление даты 24 августа (9-ые Календы Сентября) приходится на начало 16 века! Хотя, если посмотрим на издания Плиния в 17 веке, то видим, что Гардуин (и не он один) еще продолжает считать датой извержения 1-ое Ноября.
Появление года приходит совсем с другой стороны, здесь в действие вступают хронологи.
Если в самом письме 6.16 нет ни каких привязок к известным историческим действующим лицам, то в 'Естественной Истории' Плиния Старшего, благодаря своему введению, неизвестно кем и когда написанному, обозначается связь Плиния Старшего с императором Веспасианом, а учитывая, что в книге от имени Светония 'Жизнь двенадцати цезарей', извержение Везувия относится ко времени правления императора Тита, а в другой книге от имени Светония 'О знаменитых людях' , упоминается о гибели Плиния Старшего при извержении Везувия, то обычно заключают, что Плиний Старший погиб во время правления императора Тита, хотя данное утверждение не является очевидным.
Таким образом год мы получаем по дате правления императора Тита. И здесь имеем на протяжении 16-18 века две различные традиции. (Особняком стоит работа Павла Орозия, русское издание 2003 года дает - в 828 году от основания города (72 г. в комментариях)).
Одна традиция восходит к первому тому Церковной Истории Цезаря Барония(1588), где извержение описано под 81-ым годом, вторая традиция вероятно восходит к работе Иосифа Скалигера (1606 года) и из приведенных в ней данных можно вычислить, что извержение произошло в 79 год н.э.. (Проблема первого года правления императора Тита (79 или 81 г.) требует дополнительных исследований).
В 17 веке и в начале18 века, авторы писавшие об извержениях Везувия (после 1631 года) используют в основном дату Цезаря Барония (81 год) и даже 1 ноября 81 года. Есть интересная работа Брачинни (1632) в которой предлагается считать, что Ноябрьские Календы у Плиния Младшего это просто типографская ошибка, но используется 81 год.
Вероятно принципиальное изменение взгляда на дату извержения произошло в работе MASSON, J. Plinius II junioris vita ordine chronologico sic digesta, (...). Amst., Janssonius-Van Waesbergen, 1709, где (как следует из комментарий более поздних издателей) вероятно впервые приведена дата 24 августа (9-ые Календы Сентября) 79 года, есть ли там какие обоснования этой даты, не видя самой работы сказать затруднительно.
Но даже появление данной работы не привело к принятию данной даты всеми исследователями. Еще в книге английского путешественника Бревеля(Breval) вышедшей в 1738 году используется 81 год и в книге итальянского автора Соррентино(Sorrentino), вышедшей в 1734 году используется так же 81 год. Однако есть четкое указание, что английские авторы использовали такую дату и после выхода Энциклопедии Дидро. В комментариях к тексту в книге Э. Гиббона 'История упадка и крушения Римской Империи' издания 1782 года, дата смерти Плиния Старшего приведена под 81 годом. Вероятно для англоязычных авторов год 79 стал общепринятым только после опубликования второго издания Энциклопедии Британника ((1780-83)
И только появление энциклопедии Дидро в 1765 году начинает закреплять дату 24 августа 79 года, ту дату которая сегодня используется всеми авторами. Однако даже предварительный анализ показывает, что данная дата с исторической точки зрения плохо обоснована и необходимо постараться собрать всю информацию различных авторов 15-17 веков сообщающих об извержениях Везувия произошедших до 1631 года.


2233. о Плинии Младшем - elcano 21:43 16.02.06 (16)
К списку тем на странице