Re: О французской Академии 17 века


Автор сообщения: Покровский
Дата и время сообщения: 22 March 2006 at 12:55:48:

В ответ на сообщение: Re: Плиний М.(рукопись 6-века)

Вы несколько заблуждаетесь относительно незнакомства французов с данной точкой зрения. Посмотрите между делом:

http://www.nlo.magazine.ru/philosoph/inostr/inostr36.html

***Еще сильнее это подражание проявлялось в том случае, когда провинциальные академии стремились получить официальный статус: академики из Арля попросили о присоединении их к Французской академии на правах филиала, надеясь таким способом повысить свой престиж и заставить замолчать тех своих земляков, которые не хотели принимать их кружок всерьез. Более амбициозные "соревнующиеся" академики из Авиньона потребовали равноправного слияния, но им отказали и предложили статус филиала. В Суассоне два влиятельных парижских академика, Патрю и Пелиссон, поддержали создание местного сообщества и добились от Кольбера официального статуса для него. Статус этого кружка как филиала Французской академии был зафиксирован в тексте его устава, что предусматривало ежегодный вклад в национальную академию в виде прозаического или поэтического произведения, каковой суассонцы и осуществляли на протяжении многих лет. В частных провинциальных кружках подражали парижским модам - например, в Верноне и в Кутансе***

***Вступить в академию означало приблизиться к тем, кто распределял премии, протекции и синекуры. Так Буаробер, доверенное лицо Ришелье, часто ходатайствовал у министра за своих коллег по Французской академии.

Четвертым преимуществом было признание: быть принятым в академию означало получить признание от равных. В этом отношении, так же, как и в наши дни, институции литературной жизни давали допуск в ограниченный мир специалистов. Этот допуск мог либо подтвердить уже сложившуюся известность (так было, например, в случае с Корнелем), либо стать основой для нее (как было в случае с Шапленом, или, если брать следующее поколение, с Пелиссоном).

И наконец, если отвлечься от конкретных человеческих судеб и рассматривать фигуру писателя вобще, получение академиями официального статуса означало легитимацию писателя как социальной роли. С созданием национальных (Французская академия, "Малая академия") или региональных (провинциальные академии) институций литературная жизнь обрела специфические и признанные государством инстанции. Тем самым государство отводило писателю определенную социальную роль и выделяло ему определенную социальную функцию - заведовать языком и эстетикой. А превосходство, завоеванное литературой на академическом поле, обеспечивало им особенно почетное положение. И это пятое преимущество отнюдь не было наименее значительным.

Карьера Франсуа Менара [25] - пример того, как осуществлялись эти разнообразные преимущества и как тот капитал, который они составляли, конвертировался в известность или материальные выгоды.***

***Таким образом, академии должны были проповедовать культуру, которая служила бы централизации монархии; и роль Французской академии как поборницы и носительницы национального языка была предметом для подражания в провинциальных академиях: Устав академии в Ниме гласил, что деятельность академии будет посвящена изучению городских древностей и пропаганде французского языка.***


2254. Плиний М.(рукопись 6-века) - elcano 16:41 19.03.06 (139)
К списку тем на странице