Re: Александрийская Пасхалия


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 09 May 2006 at 14:54:12:

В ответ на сообщение: Re: Александрийская Пасхалия

Вот и я говорю, что люди, не только знавшие метонов цикл, но и имевшие работающую теорию, вполне могли развить понятие неомении до соединения Луны и Солнца.

Я что-то не могу понять эту фразу.к

> Но, несмотря на очевидность сопоставления, никаких документированных связей
> пасхалистов и астрономов найти не удается.

Я же как раз эти связи и демонстрирую.

Никакие реконструкции, даже весьма вероятные, не заменят документированных связей. Нет ни одного документа, где были бы ссылки на какие-то, пусть даже весьма примитивные астрономические расчеты. А реконструкций можно придумать много. Скажем, могли контролировать новолуние за четное число месяцев до пасхи.

Когда я писал текст (а потом говорил Michael-у), я ошибся, считая единички в таблице. На самом деле, всё ещё более запущено. В 7 случаях из 8 отклонение Пасхалии Афанасия от циклической коррелирует с отклонением астрономического новолуния.

Я что-то этого не вижу. Как получить эти 7 из 8?
1) 329 - скорректировали не туда.
Вы пишете, что здесь описка, но тогда придется допустить двойную согласованную описку в дате пасхе и в возрасте луны. Такое впечатление, что и возраст луны так
же как и эпакта мало согласован с датами пасхи и взят откуда-то еще. Кстати, по Птолемею, как я проверил, получаются практически те же времена новолуний, что и современные, точнее раньше примерно на 2 часа.
2) 332 - не скорректировали, а могли бы.
3) 333 - сильная коррекция, приведшая к переносу пасхи на неделю раньше, противоречие с обратным случаем в 329 году.
4) 336 - не скорректировали, а могли бы.
5) 340 - не скорректировали, а могли бы.
6) 341 - не скорректировали, а могли бы.
7) 343 - скорректировали, но тут накладывается особая граничная точка, спорная для Запада - XIV луна на 25 марта. Возможно, чтобы не дразнить римских гусей решили им сказать, что она приходится на 26 марта. Но не прошло. В знаменитом хронографе 354 года, где приведена таблица пасхи с 312 по 411 гг. проведен перенос на 3 апреля. Кстати, во всех случаях, кроме таких особенностей с равноденствием 25 марта, даты в этом хронографе следуют Афанасию и также в соответствующих местах отличаются от классической александрийской пасхалии. К сожалению, возраст луны там не приводится.
8) 344 - скорректирован (в результате описи?, но как XIX получилось из XVI) непонятно куда. Если 19-летний цикл, то как в 363, тогда коррекция неверна.
9) 346 - скорректировано верно, но, может, убегали от 22 марта и перенесли при этом пасху на 30 марта.
10) 347 - претензий нет.
11) 349 - не понял, откуда это у Вас! У Афанасия получилось 26 марта, 19 день луны, но в угоду Рима перенос. XIV луна приходится на 21 марта, что многим не понравилось. Астрономическая XIV по Вашему счету приходится на 19 марта. Если все же 19 луна относится к уже новой дате 18 апреля, то могли бы скорректировать, но не скорректировали.
12) 350 - описки? Но опять вряд ли верно скорректировано.
13) 352 - не скорректировали, а могли бы.
14) 256 - опять описки, но непохоже, что верно скорректировано
15) 357 - скорректировано-то вроде верно, но на 20 марта! Такая ранняя дата, похоже, могла быть только у Анатолия Лаодикейского по Лебедеву (равноденствие
21 марта).
16) 360 - скорректировали, но могли и больше
17) 362 - явная описка, но какая? (если 19 летний цикл, то как в 342, но 334 и 363 в цикл не укладываются)
18) 363 - вроде как верно скорректировано
19) 368 - не скорректировали, а могли бы
20) 369 - опять описки
21) 372 - скорректировали, а зря.

Вероятность случайного совпадения крайне мала (могу оценить, если хотите).

Совпадения, возможно, не случайные, но они никак не указывают на астрономические расчеты. Скорее наоборот. В этом случае любое несовпадение является сильным аргументом против расчета. В общем, там где коррекция, казалось бы правильная, обычно сдвиг идет в плюс. Я бы полагал, что это систематический эффект, а не астрономический учет. И еще естественный вопрос - зачем, если астрономически, считать новолуния, а потом прибавлять 13 дней, если можно просто посчитать полнолуния? Но в этом случае будет совсем плохо - около 2 дней разницы в среднем. Это явно пасхалистская, а не астрономическая традиция.

Ниже см. и то и другое для 76-летнего цикла.

Не кажет.

Соответственно, поправки к Пасхалии могут исходить либо от компьютистов, поправляющих ошибки календаря, либо от астрономов, способных вычислить фазу Луны на год вперёд.

Либо подсмотрены у александрийской иудейской общины, либо увиденные на небе за несколько месяцев до пасхи, дибо учитывались многие факторы и таблицы. По реконструкции Лебедева, таблицы Анатолия (равноденствие 19 марта, первый год цикла - 258 или 277) тоже дают в 343, 346, 347, 363 верные поправки.


Так вот, я утверждаю, что во времена Афанасия Синод эпизодически обращался именно к астрономам.

Не вполне понятно, чем такие эпизоды, явно отдельные, могли быть вызваны, и почему они не закреплялись циклом (добавление 11 по модулю 30) до следующего эпизода, а возвращались к прежнему счету (см. 341-347)?

Я смотрю, Вы до сих пор не простили им Гипатии.

Одну Гипатию еще можно было бы отнести на отдельные проявления фанатизма, но ведь все развитие науки и техники было отброшено на несколько столетий. Даже если бы удалось показать, что в Александрии пасхалисты новолуние как-то вычисляли, как это далеко от уровня Птолемея и Теона!


2325. Александрийская Пасхалия - Roger 00:07 04.05.06 (184)
К списку тем на странице