Re: Александрийская Пасхалия


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 10 May 2006 at 02:20:02:

В ответ на сообщение: Re: Александрийская Пасхалия

Так просто не получится. Надо не чётное число календарных месяцев, а, скажем, 13-14 средних астрономических месяцев – тогда убирается короткопериодическая задержка луны.

Требуется всего лишь точность до дня, а это можно и просто.


329 год в мой список не попал, поскольку указанный в нём возраст луны (22 дня) выпадает из интервала (15..21).

Виноват, я тут сбился.

То, что они согласованы с датами Пасхи и не взяты из другого источника, следует из тех двух случаев, когда Пасха была сдвинута на неделю.

Если факторов было несколько, то отдельные случаи ничего не доказывают.


Это годы 333, 343, 346, 347, 357, 360, 363, 372. Из них только 372 год кажется случайным и не соответствует отклонению между астрономической и календарной датой.

Для полноты картины надо все-таки включать и случаи, когда коррекция была бы нужна, но не была сделана. И тогда не все так красиво.


Тут, как я заметил, Птолемей тут был ближе к уровню XX века и, вероятно, был знаком со Стефенсоном :). В Вашей цитате из Лебедева читаем:

Дело в том, что эпоха эры Диоклитиана (29 авг. 284 г. по Р.Х.) почти совпадает с астрономическим новолунием. Оно приходится в 284 году по Oppolzer-Ginzel 28 августа в 6ч57м утра, по Newcomb в 6ч59м5 у., по Lehmann в 6ч43м7 у., по Птолемею в 6ч7м у. по среднему александрийскому времени.

По Эспенаку новолуние было в 4:44.

По ван-Генту Птолемей дает UT 4:23. Разница за счет александрийского времени.

Почему противоречие? Почему сильная коррекция?

Сильная, в том смысле, что привела к сдвигу даты пасхи. Если считать, что 329 - описка, то противоречия нет.

Это странно. Во-первых, 26 марта (астрономически правильная дата) стоит и в константинопольском цикле. Во-вторых, вне зависимости от того, считать ли XIV луну 25-ого или 26-ого, Пасха попадает на 27-е марта, а если кто был недоволен равноденствием, он праздновал бы Пасху через месяц, но никак не 3-го апреля. На 3-е апреля Пасха попала бы, если бы XIV луна была 27-го.

14-я луна 25 марта не получается после римского равноденствия 25 марта. В таких случаях римляне предпочитали просто считать по своему 84-летнему циклу. Перенос же на месяц - не позволителен для александрийской церкви.


В этом и в других случаях (350, 356, 362, 369) большое отклонение я считал результатом ошибки в возрасте луны (для 369 года это очевидно), тем более, что даты самой Пасхи не сдвигались. Как в результате нескольких копирований сирийской рукописи из XVI получить XIX, я не знаю. Ошибок в числах рукопись содержит много – порядка 10-20%, это видно, например, в сравнении календарных дат. То, что я делаю - выделяю сигнал из шума.

Если смотреть даты пасхи, то в них описки гораздо реже и вроде только связаны
с последней единичкой. Можно, конечно, сказать, что за датой пасхи следили тщательней, чем за возрастом луны, но это еще одна натяжка.

Естественный ответ – а про полнолуние никто из авторов Пасхалии не говорит. Во всех таблицах стоит именно XIV день лунного месяца, поскольку именно в этот день распяли Христа.

В письме на 329 год сам Афанасий цитирует:
He hath made a solemn day of that in which the light of the moon is
perfected in the full; which was then a type, as is this of the
trumpets.

Кстати, насчёт иудейской общины. Существуют ли какие-нибудь таблицы иудейской Пасхи или правила первых веков?

Существуют. Я об этом как-то писал здесь когда-то.
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/wwwboard/messages96/40581.html
И в разных общинах правила не всегда совпадали.

Stern, S. Calendar and Community. A History of the Jewish Calendar, 2nd Century BCE to 10th Century CE.

Она есть в интернете, но не для всех:
http://www.oxfordscholarship.com/oso/public/content/religion/0198270348/toc.html#

PDF первой части:
http://www.oup.co.uk/pdf/0-19-827034-8.pdf


2325. Александрийская Пасхалия - Roger 00:07 04.05.06 (184)
К списку тем на странице