Re: Александрийская Пасхалия (точка отсчёта)


Автор сообщения: Michael
Дата и время сообщения: 13 May 2006 at 01:16:44:

В ответ на сообщение: Re: Александрийская Пасхалия

> Действительно, если создатели календаря стараются подогнать под неомению только начало первого месяца, то среднее начало месяца при этом будет несколько сдвинуто вперёд из-за скачка луны и фазы чередования 30-29.

Почему-то мало кому приходило в голову, что лунный календарь мог быть выравнен не обязательно на пасхальный месяц. Действительно, если его единственная цель - определить день Пасхи, то это совершенно естественное предположение. Но если, как показал Нёгенбауэр, источник пасхалии - полный лунных календарь, в котором отмечены все лунные праздники?

Теперь смотрите. От 1 тота/элюля до нисана - 7 месяцев, 4х29 и 3х30. По сравнению со средним лунным месяцем недостаёт 12 + 3/4*7 = 17 часов. То есть, в среднем пасхальный месяц будет наступать на 17 часов раньше (не считая ~ 48 часового разброса самого алгоритма ). Но 17 часов - это и есть примерно минимальная разница между неоменией и новолунием. То есть, если мы выравниваем 1-е элюля по неомении, 1-е нисана будет выравнено по новолунию. А 14-е число будет систематически опережать полнолуние.

Примерно за 200 лет эти 17 часов будут "съедены" дрифтом календаря. Поэтому на классическом графике Ю. Красильникова наилучшее совпадение попадает на V век. А фактически календарь был составлен во III веке с началом 1 тота. Т.е., его лунная составляющая соответствует солнечной - равноденствию 21 марта.

> Я не настаиваю на датировке по новолунию, я просто поправил дату Уварова с учётом более исторически-корректных (на мой взгляд) предположений о начале суток и "точке наведения". Это, конечно, не исключает той возможности, что привязка была сделана именно на начало 1 года Диоклетиана.

Новолуние мне нравится с другой точки зрения. Привязаться к одной первой неомении при уже существующем "движке" цикла, конечно, можно. Но для того, чтобы установить метонов цикл, недостаточно просто следить за неоменией, нужны регулярные астрономические наблюдения. Это, по-моему, очевидно. А чтобы поправить на +-1 день дату XIV луны за 12 месяцев до Пасхи, наблюдений уже мало, нужна модель движения Луны. И как, Вы думаете, в этой модели учитывали неомению?

Поравки могли делаться с расчётом на астрономическое новолуние. Я имею в виду, что сама пасхалия была составлена с привязкой к неомении. Впоследствии, пока она не была де факто "канонизирована", могли делаться поправки на пасхальный месяц. Кстати, составители календаря, возможно, не имели астрономических умений, позволяющих делать расчёты по Птолемею, но базовые знания по календарям они должны были иметь, а метонов цикл был хорошо известен в этих кругах (на нём построен вавилонский 19-летний цикл, очевидно, как-то сохранённый евреями). А что считать началом месяца - вопрос больше религии/обычаев, чем астрономии.


2325. Александрийская Пасхалия - Roger 00:07 04.05.06 (184)
К списку тем на странице