Re: Александрийская Пасхалия (точка отсчёта)


Автор сообщения: Michael
Дата и время сообщения: 15 May 2006 at 17:14:54:

В ответ на сообщение: Re: Александрийская Пасхалия (точка отсчёта)

Я прошу прощения, я всё собирался сказать, что это не моё предположение, я говорю это на основе реального календаря - эфиопских пасхальных таблиц, опубликованных Нёгебауэром. Года три назад я рассказывал немного об источнике, попробую сейчас повторить.

Нёгебауэр исследовал эфиопский манускрипт 14-го, если не ошибаюсь, века. Манускрипт содержит 28 пасхальных таблиц, на 19 лет каждая. Даты пасхи полностью совпадают с юлианской. Каждая 19-летняя таблица содержит полный календарь еврейских праздников (Новый год, Йом Кипур, Суккот, Пейсах, и т.д.) плюс дату христианской Пасхи и, возможно (не помню точно) других "движущихся" праздников. Дата представляет из себя число в александрийском календаре, без указания месяца. Разумеется, все 28 табличек отличаются только последними колонками, т.к. еврейские праздники от дней недели не зависят.

Кроме того в манускрипте дана простейшая астрономическая информация (например, отношение длины дня и ночи в зависимости от месяца, длина тени, и т.д.). Цифры не подходят к широте Эфиопии, но хорошо совпадают с более северными широтами восточного средиземноморья.

Нёгебауэр делает два предположения. Первое: манускрипт - копия более ранней рукописи, сделанной в другом месте, предположительно Александрии (наличие нерелевнтных к 14-му веку праздников и явно заимствованная георгафическая информация). Подтверждением он считает сохранившийся в армянском патриархате Иерусалима фрагмент похожей таблицы на 19 лет, датируемой 4-м веком. Второе: он полагает, что источником таблицы были вычисления бывшего в ходу в Александрии III-IV века еврейского календаря, к которым добавили христианские праздники.

Нёгебауэр считает, что эти таблицы и есть источник сегодняшних юлианских пасхальных таблиц. См. Neugebauer, Otto E., "Ethiopic Easter Computus", Oriens Christianus, 63 (1979), статья перепечатана в его книге "Astronomy and History Selected Essays" 1983.

О сути календаря. Так как там перечисленны все праздники, то можно получить данные о полном календаре, а не только о пасхальном месяце. Что интересно - первый год цикла кратен первому году Диоклетиана по модулю 19, и через 29 дней - рош-а-шана. То есть, цикл начинается именно с 1 тота 29-дневным месяцем.

> Во-первых, первый месяц длиною 29 дней как-то не смотрится.

Это соответствует современной традиции длины месяцев в еврейском календаре. Первый месяц обычно 30-дневный, но считают то от нисана (1) или тишри (7). А месяц "тот" выпадает на элюль (6). Логично предположить, что традиция длин месяцев сложилась с началом использования вычисляемых календарей, и впоследствии была просто "натянута" на александрийский год.

> Во-вторых, эмболисмический месяц придётся (очевидно) вставлять перед Пасхой, то есть в середине года.

В точности с еврейской традицией. Эмболисмический месяц - адар - предпасхальный, и 12-й в календаре. Очевидно, так осталось ещё с вавилонских времён, даже после перехода на осеннее начало года.


Но на самом деле даже не важно, когда вставляют этот месяц. Я не сразу это заметил, но эмболисмический месяц - 30 дневный, и месяц александрийского календаря - 30 дневный. В таблицах приведено только число, без месяца. Независимо от того, где вы вставите месяц, число праздника не поменяются. Он просто перейдёт на следуящий месяц.

Кстати, поэтому этим календарём могут пользоваться и христиане и иудеи - 14-я луна будет того же числа, вопрос только в каком месяцае - текущем или следующем. Если Нёгебауэр прав, и его источником на самом деле послужили еврейские календарные таблицы, то действительно едиснственным спором был только вопрос "после равноденствия или не обязательно".

С уважением,
Michael


2325. Александрийская Пасхалия - Roger 00:07 04.05.06 (184)
К списку тем на странице