Re: Предлагаю логику ...


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 23 May 2006 at 20:05:52:

В ответ на сообщение: Re: Предлагаю логику ...

Совершенно очевидно, что Степанов говорит о таком календаре, в котором пасхальные полнолуния совпадают с действующими православными.

Это очевидно, но этого можно добиться несколькими способами. И в таблице Гинцеля они тоже совпадают. Очевидно, что для всяких таких календарей первичны именно эти даты, а остальные на них нанизаны. В христианстве только эти даты и важны, остальные же нигде и никогда не используются.

Начнём со второго допущения: "Дополнительный 13-й 30-дневный месяц добавляется в конец". У Степанова в разделе "I) Определение церковного весеннего полнолуния" есть такие строки:
"4) Месяцы лунного года, начиная с 1-ой лунации, имеют поочерёдно 30 и 29 дней. Все тринадцатые лунации имеют по 30 дней. Лишь тринадцатая лунация в 16-м круге луны считается 29-дневной."
По-моему, здесь всё чётко написано, что вставной месяц является 13-м, т.е. стоящим в конце цикла. Однако, если есть сомнения, то можно привести и такой аргумент: скачёк луны в православной пасхалии происходит между 16-м и 17-м кругами луны, поэтому вставной 29-дневный месяц должен находиться между полнолуниями 16-го и 17-го кругов луны, т.е. в конце, а не в начале цикла.

Степанов, вообще-то, не историк, а учитель математики. Поэтому я бы не очень полагался на его исторические утверждения, хотя в календарных вопросах он разобрался, конечно, глубоко. В данном же случае утверждения Степанова носят довольно общий характер описания устройства пасхального цикла, а не конкретного календаря. И неслучайно, что на 308 страниц он не нашел ни одной, чтобы этот мифический "вечный календарь" привести. Зато он приводит аж в двух вариантах - старом и новом - таблицу лунного течения, встречающуюся в русских источниках, с действительным расписанием новолуний и полнолуний. Но она никак не связана с пасхалией, действительно опирается на какие-то астрономические расчеты (приведены часы) и время ее составления неясно, хотя и очевидно, что позднесредневековое.

Что касается первого допущения: "Первый 30-дневный месяц цикла начинается 23 января", то Степанов, действительно, забыл сказать, что первый месяц цикла начинается в январе. Если цикл начинается в январе, то из последовательности длин месяцев, из дат пасхальных полнолуний, а также из пояснения Степанова "Церковное полнолуние есть 14-й день лунации" следует, что цикл начинается 23 января. Возможно, "начало цикла в январе" было для Степанова очевидным, поэтому он и забыл о нём написать

Настолько очевидно, что таблицы лунного течения у Степанова начинаются с марта. Поэтому Вы домысливаете. К тому же православная пасхалия основана не на золотых числах, а на кругах луны, которые на три меньше. Коментарий Степанова по этому поводу ошибочен (См. примечания Лебедева).

"24 декабря" у Гинцеля и "25 декабря" у Эфросмана - это первый день последнего месяца в цикле (см. предложенную логику). Скорее всего, в основе календаря Степанова-Эфросмана лежит иудейский календарь (см. предложенную логику).

И какую же, интересно, роль играет 24 и 25 декабря в иудейском календаре? Тогда уж вавилонский. Сровременный иудейский календарь появился позднее пасхалии. Не знаю, как у Эфросмана, но у Гинцеля - это не начала и концы месяцев, а просто даты новолуний, расставленные по датам юлианского календаря. Остальное - интерпретации. И Гинцель логично интерпретирует, что начало 19-летия выбрано не случайно, а привязано к рождеству.

Предложенная логика с произвольным обменом месяцев кажется мне совершенно нелогичной. Я, кстати, посмотрел - таблица по Эфросману дает очень большие погрешности от среднего новолуния. Первый вставной месяц идет в ней позже требуемого больше чем на год. И вообще регулярное чередование оказывается очень неоптимально. Среднеквадратичная погрешность получается почти в два раза больше, чем при оптимальном распределении месяцев (около 0.3 суток).


2325. Александрийская Пасхалия - Roger 00:07 04.05.06 (184)
К списку тем на странице