Re: “около Пятидесятницы”


Автор сообщения: Й. Табов
Дата и время сообщения: 22 June 2006 at 00:17:01:

В ответ на сообщение: Re: “около Пятидесятницы”

Уважаемые Roger и Необразованный,

Боюсь, что Вы не обратили достаточно внимания на следующий текст в статье:

"Связь затмения с Пятидесятницей может дать нам неплохую информацию о дне года, в котором оно произошло. Разобраться в ней помогают сведения из истории христианства о становлении праздников Пятидесятницы и Вознесения. Этот процесс происходил именно в эпоху бл. Иеронима. Вот как описывает его детали “Православная энциклопедия”.

”До конца IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее “laetissimum spatium” (радостнейший период) — Tertull. De orat. 23). В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е прав. I Всел.), но и как праздничный день (напр., 43-е правило Эльвирского Собора (300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.” (ПЭ; полный текст статьи “Установление праздника Вознесения Господня” в ПЭ дан в Приложении 1.)

Итак, слово “Пятидесятница” в старом тексте могло означать либо
1) 50-дневный период после Пасхи, либо
2) 50-ый день после Пасхи, т.е. Пятидесятница в современном смысле слова.

В начале приведенной выше цитаты отмечено, что в конце ІV в. (т.е. во времена бл. Иеронима) Пятидесятница и Вознесение праздновались вместе, “не разделялись”. Но как раз к тому времени относятся первые сведения о праздновании Вознесения Господня на 40-ой день после Пасхи. Они встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388–407) (CCSL. 9A. P. 32–37; по ПЭ) и в “Книге о различных ересях” еп. Филастрия Брешианского (383–391) (CCSL. 9. P. 304, 312; по ПЭ).
При этом оказывается, что в “Книге о различных ересях” еп. Филастрия Брешианского

“... среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и “день Вознесения», в который “Он взошел на небо около Пятидесятницы” , что может указывать на неразделенность двух праздников (Вознесения и Пятидесятницы). В другом месте он говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день ... “ (ПЭ)

Получается, что по Филастрию Брешианскому “Он взошел на небо около Пятидесятницы”, в “день Вознесения”, т.е. что выражение “около Пятидесятницы” означало день Вознесения, 40-й день после Пасхи.
В пользу того, что выражение “около Пятидесятницы” в тексте бл. Иеронима связано с днем Вознесения, говорит и апокалиптический смысл, который “весь мир” (по бл. Иерониму) видел в произошедшем в тот день “помрачении солнца”, и “устрашился наступления Суда”. Очевидно, что если бы затмение произошло в обычный, “рядовой” день, связать его со Страшным Судом вряд ли было бы возможным."

Пожалуйста, подумайте еще раз. Почитайте и приложения. Все хорошо согласуется с приведенными вами сведениями.



2346. Затмение Прокла и Затмение “около Пятидесятницы” - Й. Табов 22:19 19.06.06 (28)
К списку тем на странице