Re: “около Пятидесятницы”


Автор сообщения: Необразованный
Дата и время сообщения: 22 June 2006 at 03:07:42:

В ответ на сообщение: Re: “около Пятидесятницы”

>Итак, слово “Пятидесятница” в старом тексте могло означать либо
1) 50-дневный период после Пасхи, либо
2) 50-ый день после Пасхи, т.е. Пятидесятница в современном смысле слова.

Не вступая в дискуссию, отмечу что и в старом, и в новом христианском тексте слово “Пятидесятница” может означать и период в 50 дней после Пасхи и праздник в 50-й день после Пасхи.

>В начале приведенной выше цитаты отмечено, что в конце ІV в. (т.е. во времена бл. Иеронима) Пятидесятница и Вознесение праздновались вместе, “не разделялись”. Но как раз к тому времени относятся первые сведения о праздновании Вознесения Господня на 40-ой день после Пасхи. Они встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388–407) (CCSL. 9A. P. 32–37; по ПЭ) и в “Книге о различных ересях” еп. Филастрия Брешианского (383–391) (CCSL. 9. P. 304, 312; по ПЭ).

Уж не знаю, когда Вознесение перестали праздновать вместе с днем св. Пятидесятницы, но святитель Иоанн Златоуст, почивший в 407 г (традиционно), уже праздновал Вознесение и отдельно:

>И в то время, когда мы совершали память креста, мы праздновали вне города; и теперь, когда воспоминаем вознесение Распятаго в этот славный и светлый день, мы празднуем опять вне города...
(Свт. Иоанн Златоуст. Беседа в день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.
http://www.agnuz.info/library/books/ioann_zlatoust_o_kreste_i_razboinike/page05.htm )

А уж в 1463 году, куда Вы перенесли Иеронима вместе с затмением, Вознесение тем более праздновали отдельно.

>Пожалуйста, подумайте еще раз. Почитайте и приложения. Все хорошо согласуется с приведенными вами сведениями.

Я и не говорил, что затмение 18 мая нельзя отнести к затмениям "около Пятидесятницы", наоборот, я с этим вполне согласен. Но ведь и другие затмения тоже можно так назвать.
Например, затмение 17 мая 421, было поближе к дню Пятидесятницы (ближе вообще не бывает), однако затмение было в Иерусалиме не слишком заметным (магнитуда 0.6), да к тому же Иероним к 17 мая 421 года уже скончался (традиционно), но, впрочем, к 1463 году Иероним тоже традиционно считался не только почившим в Бозе, но даже причисленным к лику блаженных.
Можно еще в качестве примера привести затмение 15 апреля 386 года, которое тоже попало на период Пятидесятницы (на начало периода, ближе к Пасхе) и было по магнитуде примерно таким же, как затмение 1463 г. Правда не ясно, был ли тогда Иоанн, против которого выступал Иероним, уже Иерусалимским или еще нет, так как свт. Кирилл, предшественник Иоанна на Иерусалимской кафедре, скончался (традиционно) как раз в 386 г. (впрочем и в 1463 г. с Иоаннами Иерусалимскими тоже как-то не очень густо).
Можно поискать еще какие-то затмения, вдруг они по каким-либо параметрам подойдут даже лучше, чем затмение 1463 г.


С пожеланиями успехов
Н.



2346. Затмение Прокла и Затмение “около Пятидесятницы” - Й. Табов 22:19 19.06.06 (28)
К списку тем на странице