Re: "Теория, друг мой, серА...


Автор сообщения: Roger
Дата и время сообщения: 27 September 2006 at 03:20:52:

В ответ на сообщение: Re: "Теория, друг мой, серА...

> Посмотрите (2462). Для продолжения дискуссии пытаюсь связаться с Зиданом: у
> него есть свежие идеи по общению с наглыми провокаторами. А пока - адью!

Посмотрел.

> На каких данных, помимо найденной бересты, зиждются эти утверждения, начиная
> с первого? Или выявила всё только береста? Не слишком ли много «оказалось» из
> наивной картинки? ...

Первое утверждение Янина:
> Оказывается, святая Варвара особенно почиталась на славянском побережье южной Балтики,

На ВостЛите есть прусская хроника Петра из Дуйсбурга. Смотрим часть III, гл. 36 О ВЗЯТИИ ЗАМКА САРТОВИЦЕ 134 И ОБРЕТЕНИИ ГЕРМЫ СВЯТОЙ ВАРВАРЫ, ДЕВЫ И ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ 135. Дело происходит в 1242 году, через 100 лет после первого летописного упоминания монастыря Св. Варвары и 200 лет после бересты. Заглядываем в примечание 135:

...герма святой Варвары. — Культ св. Варвары возникает в первых веках христианства на Ближнем Востоке. В IV в. Варвара — покровительница монастыря в Эдессе, в VII в. ее именем названа в Кайре коптская базилика. К VIII в. относится образ великомученицы в базилике Сайта Мария Антиква в Риме. Древнейшее изображение св. Варвары в Германии относится ко времени ок. 1260 г. В Польше ее культ возникает в конце XI в.; ее день отмечен в календаре Кодекса Гертруды.

Во владениях Тевтонского ордена помимо официального культа Девы Марии, апостолов и Святого креста были распространены культы нескольких святых дев, в том числе святой Ютты, святой Доротеи и святой Варвары. Наиболее ранний источник, содержащий легенду о герме св. Варвары, — «Донесение Генриха фон Гогенлоэ». На нем основывается Петр из Дусбурга, сознательно опускающий некоторые детали повествования, идущие вразрез с общей тенденцией «Хроники» как апологии немецких крестоносцев; он умалчивает о грабежах и разбоях, совершенных немецкими рыцарями, и не упоминает о князе Святополке как хранителе этой реликвии. Легенда содержится также в «Хронике» Симона Грунау (первой половины XVI в.).

Известно, что реликвия принадлежала немецким крестоносцам еще в первой половине XIV в. Возможно, культ св. Варвары в Тевтонском ордене объясняется тем, что ее реликвии почитались в Венеции, месте резиденции великого магистра ордена в конце ХIII в. (Dwarzaczkawa J. Podanie... S. 159). Следы почитания св. Варвары сохранились во многих местах Пруссии и Поморья (Tidick E. Beitraеge zur Geschichte... S. 413 — 414). После падения государства крестоносцев в Пруссии серебряная герма св. Варвары, считавшаяся утерянной с XVI в., хранилась в монастырской церкви в Червинске (Мазовия) (Mroczko Т. Czerwinska henna... S. 96).

Итак, Вам осталось только обратиться к работе Tidick E. Beitraеge zur Geschichte, и узнать побольше о следах культа Гертруды в Пруссии и (Польском) Поморье.


2430. Г.Каспаров: прощай, Фоменко? - Акимов В.В. 20:44 10.09.06 (246)
К списку тем на странице