Недодатированная Варвара


Автор сообщения: Кандидыч
Дата и время сообщения: 23 September 2006 at 12:34:46:

За спорами о нескольких символах на бересте со св. Варварой как-то в тени остались утверждения, не менее достойные обсуждения. Хотелось бы, чтобы профессионалы-историки и/или гроссмейстеры-гугельянцы всё-таки прокомментировали нижеследующий фрагмент из В.Янина:

\\ «Оказывается, святая Варвара особенно почиталась на славянском побережье южной Балтики, а именно оттуда в Новгород пришли славянские первопоселенцы, их потомки и в дальнейшем не теряли связей со своей прародиной. Святую Варвару считали покровительницей рыбаков и мореходов. И действительно, в тех слоях, в которых обнаружена эта находка, предметы, связанные с рыболовством, встречены в изобилии. Можно полагать, что принесенное в Людин конец Новгорода почитание святой Варвары оказалось столь прочным, что в ее честь спустя несколько десятилетий после 1029 года именно здесь был основан монастырь.» \\

На каких данных, помимо найденной бересты, зиждются эти утверждения, начиная с первого? Или выявила всё только береста? Не слишком ли много «оказалось» из наивной картинки?
Откуда уверенность, что славяне-первопоселенцы двигались в Новг. из Прибалтики? Даже если так, поскольку было это не позже середины 9-го в, они не могли нести поклонения Варваре. Из житий Кирилла и Мефодия следует, что в Южной Моравии как раз тогда только разворачивалось христианское миссионерство. А «культ В.» распространился на территории совр. Чехии и затем Польши много позже и, в основном, среди горняков. Насколько широк и прочен был он на «папистских» территориях, можно судить по тому, что в 1969г Варвара была вообще исключена из поклонения.
Из «варваринских следов» на Псковщине (на полпути «славянских первопоселенцев» от Прибалтики до Новг-а) имеется, видимо, всего два храма и те 17 и 18 вв.
Скорее всего, в Новгород Варвара шла из Царьграда через Киев, куда в 12 веке попали её мощи. (Их в этом году церковные раскольники возили по всей «Украйне милой»).
Получается, что в Новгород В. пришла, видимо, не раньше 12в. Первая настоятельница тамошнего варваринского монастыря отошла в мир иной во второй половине 12 в. В любом случае янинские «несколько десятилетий» растягиваются лет в сто и более.
Я облазил несколько десятков околоцерковных сайтов, говорил с монахами двух монастырей и с экскурсоводами по церковным местам. Резюме (далее только цитаты с разных сайтов):
« Варвара особо почитается беременными женщинами, ей молятся о легких родах. Святая Варвара - избавительница от внезапной смерти, от взрывов, является покровительницей артиллеристов, шахтеров, работников порохового склада, горных мастеров. Её считают спасительницей от смертоносной молнии. Она же помогает тем, кто делает фейерверки, и тем, кто тушит пожары. Варваре воссылают молитвы и ракетно-космические войска РФ. Ей .. можно молиться …от грусти и уныния.» (О моряках и рыбаках - ни гу-гу) « По православной традиции, апостол Андрей помогает рыбакам, святой Николай – морякам.»
В http://wwwnirvana.free.fr/sainte%20barbara.htm перечислен 41 потенциальный «варварин клиент» западноевропейского толка. (Правда, список кажется сумбурным и избыточным.) Среди них где-то к концу, в соседстве с математиками и арестантами, есть и моряки. А вот рыбаков нет вовсе.
Не слишком ли легкомысленно устанавливать «профиль святого» по предметам, найденным неподалеку от изображения святого? Сколько украшений нужно было бы обнаружить поблизости, чтоб заключить, что Варвара была покровительницей вертихвосток?
Не слишком ли опрометчиво подгонять переселение народов под сомнительную дату? Логично ли в паре береста-монастырь делать больший упор на бересту, то есть ставить телегу впереди лошади?



2441. Недодатированная Варвара - Кандидыч 12:34 23.09.06 (6)
К списку тем на странице