В пику всем НХ-ологам (ещё раз о "Велесовой книге")


Автор сообщения: OZ
Дата и время сообщения: 27 September 2006 at 14:50:16:

http://pantoja.livejournal.com/72548.html

В сообществе old_rus случилась маленькая дискуссия на тему «докирилловской славянской письменности», вызванная моим упорным нежеланием терпеть рекламу другого сообщества, которое собирается посвятить себя именно этим вопросам. На юзерпике этого сообщества (сейчас он убран в «запасные») изображен кусочек «Влесовой книги», первый пост в сообществе — о ней же.

Среди тамошних ссылок наткнулся на сайт главного пропагандиста «Влесовой книги» Александра Асова, где почерпнул весьма любопытные материалы по «теории и психологии фальсификаций».

Дело в том, что за подлинность «Влесовой книги», помимо дилетанта Асова, выступают два профессиональных историка: Юрий Константинович Бегунов из Санкт-Петербурга и Борис Иванович Яценко из Ужгорода (Украина). Речь будет, однако, не о «Влесовой книге» как таковой.

Бегунов занимался древнеболгарской литературой и даже опубликовал в 1973 года книгу, посвященную антибогомильской полемике: «Козьма пресвитер в славянских литературах». Оказывается, он не забросил свои древнеболгарские студии: на сайте Асова я нашел его статью «Новое о болгарском богомильстве (сенсационное известие о славянской библиотеке манускриптов 10-го века) // Slavia Orthodoxa. Език и култура. Сборник в чест на проф. Румяна Павлова. София, 2003. С. 39—43».

Там рассказывается характерная история: некто (фамилия дана под звездочками) принес автору копию сочинения болгарского писателя Николая Райнова, в которой излагалось содержание 42 богомильских книг, которые тот якобы видел в начале XX века. Далее у Бегунова идет собственно публикация «перечней богомильских общин, апокриов попа Богомила, богомильской литературы и имен писателей на основании рукописи Николая Райнова».

И сама история «обретения и утраты» рукописи Николая Райнова, и предоставление «списка редчайших книг» — характернейшие признаки подделок. Можно вспомнить «Книгорек» и другие каталоги А. И. Сулакадзева, и каталог греческих рукописей Константина Симонидиса, который предлагал купить перечисленные там кодексы Императорской Академии наук. Цель всех этих списков — потрясти воображение читателя, будь то сулакадзевские «Патриарси. Вся вырезана на буковых досках числом 45 и довольно мелко: Ягипа Гана смерда в Ладоге IX века о переселенцах варяжских и жрецах и письменах, в Моравию увезено», или рукопись Нового завета Симонидиса, написанная в 166 г., или же сочинения Гомера, «писаные пеласгическими письменами». Сюда же относится и «список Райнова», автором которого нужно признать Бегунова: чувствуется что его писал славист, откровенно фантастические «сочинения» разбавлены реально существовавшими и дошедшими до нас текстами, которым лишь придано авторство.

Любопытна и «научная переписка» Бегунова с Асовым: «Пока Н.К. Гер*** издаёт перевод на русском языке „Милости Божьей“ Симеона Антипы, который я делал и не отдаёт моих черновиков, не говоря уж о расчёте за мою работу. Словом, положение неопределённое. Только Гер*** знает точное местоположение и фамилию владельца подземного храма в ***. Так что это его не востребованный ещё никем секрет. Надо что-то сделать, пока эти рукописи не погибли (они под землёй хранятся) или их не уничтожили». Тут уже явно видны и «пути к отступлению».

Но отступать поздно: «богатство» открытий Бегунова оценили в Болгарии: статья из болгарской «Википедии» (это еще и к вопросу о достоверности сведений в этой помойке); статья «Астрологията в Богомилското учение». Видимо, очередная громкая сенсация не за горами. Интересно, уж не «скрытыми текстами» ли «Новгородских цер» вдохновлялся Бегунов?

Яценко, который написал душещипательное письмо первому отечественному критику «Влесовой книги» Л. П. Жуковской, довольно долго занимался «Словом о полку Игореве», причем в «нацонально-украинском ключе». Результатом этих занятий стала книга «„Слово о полку Ігоревім“ та його доба», которая предлагает читателю наукообразный, но от этого не менее фантазийный «реконструйований список „Слова о полку Ігоревім“». Самое выдающееся открытие: фигурантами «Слова» в результате этих разысканий стали «залізні помори під шоломами латинськими. Мабуть, йдеться про Балтійське Помор'я і острів Рюген».

Мораль: исследователь, соприкоснувшийся с подделкой и вставший на ее защиту, в конце концов настолько подпадает под ее обаяние, что не только напрочь утрачивает критическое мышление, но и сам становится производителем фальшивок.

КОНЕЦ ЦИТАТЫ



2443. В пику всем НХ-ологам (ещё раз о "Велесовой книге") - OZ 14:50 27.09.06 (3)
К списку тем на странице