Re: Римская волчица


Автор сообщения: Марина
Дата и время сообщения: 23 November 2006 at 01:29:27:

В ответ на сообщение: Римская волчица

Статью на русском языке действительно уже обсудили на многих форумах.

Мне непонятно одно - все-таки, эта статуя - полая или нет? У Вас звучит - "из одного" или "из нескольких" слитков бронзы. Разве дело в количестве кусков бронзы?

Вообще-то, в античности (и в Риме и в Греции) известны примеры выполнения отливок (полых) в одной форме.

Я повторю свое сообщение на Консилиуме, а Вы меня поправьте, если я что-то не так поняла. Или переводчики итальянской статьи?

======================================================

Это по поводу того, что "Древние греки, этруски и римляне не владели технологией плавки по воску"

"В позднюю эпоху из бронзы отливали статуэтки сплошными или полыми внутри. Для этого применяли способ литья по восковой модели: из пчелиного воска изготовляли модель фигуры, которую собирались отлить, покрывали ее глиной и нагревали - воск вытекал через отверстия, оставленные для заливки металла, а на его место в затвердевшую форму вливали раскаленный металл. Когда металл застывал, форму разбивали и поверхность статуи отделывали зубилом. Так же отливали полые фигуры, но воском покрывали формовочную шишку из кварцевого песка. Этим способом экономили воск и бронзу. "

Ну это, правда, про Египет.

А вот про Европу эпохи ранней бронзы:

"Широко распространилось литье по восковой модели. Модель будущего изделия выполнялась в воске, затем она обмазывалась глиной. После обжига воск растапливался и глиняное пространство заполнялось расплавленной бронзой. После окончания процесса глиняную формочку разбивали, так что каждое изделие было уникальным произведением искусства. Литейное производство позднего латена стало основой цивилизации Центральной Европы."

А вот про эллинизм и его технологии:

"Изготовление полых бронзовых отливок с временной восковой моделью было известно в Греции задолго до эпохи аллинизма и применялось для изготовления как мелких поделок, так и целых бронзовых статуй. Восковую модель формовали при этом каждый раз от руки на сердечнике и затем покрывали слоем глины. Глину обжигали, и она становилась формой; воск модели вытекал, и его место занимала бронза. По окончании заливки металла форму и сердечник разбивали и получали полое бронзовое изделие. Основное неудобство этого метода заключалось в том, что модель после каждой отливки бесследно исчезала, и потому для каждой новой отливки, даже мелких одинаковых деталей, приходилось начинать весь процесс сначала."

Теперь по поводу того, что "Античные скульпторы изготовляли металлические статуэтки отдельными фрагментами, а затем соединяли составные части в единое целое. " (Это я статью цитирую с утра.ру)

Этот метод, как считается традиками, был изобретен позже традиционной же датировки Каптолийской волчицы (5 век до н.э.). А именно:

"Следующая ступень в развитии техники литья бронзы связана была с применением разъемных постоянных форм. В Египте были найдены куски подобных гипсовых форм, служивших для отливки металлических изделий. Пернис указывает
на полное принципиальное тождество их с современными гипсовыми формами, изготовленными для отливки гипсовых слепков. Их снимали с модели, и они состояли из ряда разъемных частей, количество и размеры которых зависели от размеров и формы оригинала. Подобные гипсовые формы, однако, не могли служить непосредственно для отливки в них металла. Поэтому Пернис предполагает, что с гипсовых форм делали восковые отливки, которые затем переливали в бронзу. Во всяком случае, применение разъемных форм механизовало весь процесс отливки и позволило литейщикам осуществлять серийное производство литых изделий, так как гипсовые формы допускали многократное их использование. В то же время работа формовщиков превращалась в механический процесс и не требовала никакой моделировки от руки.

Способ отливки в постоянных разъемных формах Пернис считает достижением эллинистической эпохи, в чей с ним согласно большинство других исследователей.1 Правда, те формы и те металлические изделия, на которых основывается Пернис, не могут быть безусловно отнесены к эллинистической эпохе, а по крайней мере частично должны быть датированы римским временем.

О том, до какой дробности доходили отливные формы древних, можно судить по следующему примеру. В Неаполитанском музее хранится найденный в Геркулануме бронзовый бюст неизвестного эллинистического царя (рис. 81). Это — копия с оригинала эллинистической эпохи. При пристальном изучении бюста можно разглядеть чуть заметные швы, оставшиеся в местах соединения составных форм. Оказывается, отдельные формы были для подбородка, рта, правой нижней части носа, левой ноздри с частью левой губы, переносицы, правой стороны шеи, правой щеки, правого глаза с височной костью, лба, левого глаза с лобовой костью, левой щеки, левой челюсти и т. д. Само собой понятно, что снятие таких дробных форм с оригинала было много легче снятия форм, состоящих из крупных частей. Трудность работы литейщика состояла в правильном соединении в одно целое частичных восковых отливок с этих форм на сердечнике и в ретушовке собранной таким образом модели, в частности, в удалении следов швов. Ретушовка оставляла известный простор для некоторого измензния форм оригинала, чем и объясняется неточность многих бронзозых статуарных копий, но все же в основном процесс отливки бронзовых копий оставался чисто механическим и был гораздо более прост, чем прежний метод."

Или авторы от утра.ру под технлогией плавки по воску имели в виду что-то другое?
==============================================================


2476. Римская волчица - Michael 01:04 23.11.06 (20)
К списку тем на странице