Перевод статьи...


Автор сообщения: Kандидыч
Дата и время сообщения: 02 January 2007 at 19:38:10:


/Перевод статьи из газеты «Repubblica» от 17.11.06. В слэши заключены некоторые, минимальные, добавления-пояснения./

Рим. Ложь относительно Волчицы.
Она /волчица/ «родилась» в Средневековье.

Современное исследование выявило истинный возраст скульптуры – символа города, - которую считали ведущей начало с 5в до н.э.
Самое известное произведение искусства, символ Рима и эмблема его легендарного происхождения, Капитолийская волчица всегда считалась одним из шедевров античности. В учебниках по истории искусства она фигурирует как артефакт этрусского происхождения.
Некогда приписываемая Вулке, знаменитому скульптору из Вейо, приглашённому на исходе 6в в Рим для украшения Капитолийского храма в честь Юпитера, волчица стала считаться, изделием, скорее, более поздним, произведением скульптора следующего поколения, который слепил и отлил её в 480-470гг. до РХ. Напротив, давно известно, что близнецы были добавлены к ней в 1471г или несколько позже, когда эта бронза была подарена Сикстом IV городу Риму и перемещена из Латерано на Капитолийский холм.
Ныне неоспоримо доказано, что волчица ни в коем случае не является античной. На деле по техническим характеристикам она легко вписывается в класс больших бронзовых средневековых скульптур, в то время как по формальным признакам может быть помещена между каролингским периодом и собственно романским искусством.
В 1997 реставрация скульптуры была поручена специалисту в области истории искусств и реставратору Анне Марии Карруба, посвятившей многие годы делу сохранения античной бронзы. Она провела тщательные исследования, направленные также на изучение техники литья. Оказалось, что скульптура сделана методом непосредственного литья по выплавляемым моделям, осуществлённого в один приём. Техника эта развивается и становится всё более утончённой в средние века с целью получения большИх отливок, что требовалось при литье колоколов, без сплавления и дефектов, дабы получать чистые тона.
Античные бронзовые изделия, греческие, этрусские и римские, отличаются от средневековых тем, что литьё в них шло отдельными частями, которые затем сплавлялись между собой. Традиционно считается, что Роикос и Теодорос, греческие скульпторы 6 в.до н.э, которые, по словам Павзaния, были первыми, «кто плавил бронзу и создавал статуи», могли найти и способ наиболее аккуратного сплавления. Их нововведение может быть признано, и в этом заключается второй важный оригинальный /новый/ вклад А.М. Карруба, относящийся не к методу сплавления, давно известному для малых форм, а скорее к открытию техники сплавления частей, отлитых отдельно, посредством использования другой бронзы в качестве соединительного материала, /применения/ определённой «сильной спайки».
Техника, принятая греческим миром, а затем введённая в Этрурии и Риме, оказалась намного более гибкой в построении объёмов и очертаний, позволяя достигать реализации смелых композиционно замыслов и преодолевая пределы статичности, которые свойственны даже мрамору, сАмому благородному из твёрдых материалов. Она, кроме того, даёт возможность получить тончайшую проработку поверхностей и, наконец, гарантирует совсем немаловажное уменьшение риска неудач в процессе литья.
Средневековая техника монолитья /в один приём/, напротив, привнесла формы куда более жёсткие, пространственно менее свободные, но обладала несомненными преимуществами в случае распространенных /функциональных/ профилей, например, для колоколов; и только в Возрождение при использовании этой техники были получены, как показывает пример «Персея» Челлини, результаты, по качеству сопоставимые с теми, что достигнуты в античности при литье отдельными частями.
Капитолийская волчица заняла особое положение в истории искусств. Если не считать некоторых забытых учёных 19 века, которые догадывались об её средневековом происхождении, всё ж не доказывая это напрямую, наибольший вклад в критические взгляды в 20 веке мы должны признать за Эммануэлем Льтви, который, основываясь только на анализе внешних характеристик, уже в 1934г. считал невозможным отнести скульптуру к этрусско-италийской художественной продукции.
Искусствоведение все ж склонилось, сначала с некоторым противодействием, а потом всё более решительно и подавляюще, к тому, что она относится к античному миру, иногда указывая какую-либо /конкретную/ среду Великой Греции, Рима, Этрурии /как источник её происхождения/. В первой половине 20 в, по Д.К. Джильоли, в обстановке энтузиазма, связанного с открытием Аполлона из Вейо, и растущего национализма, волчица, «готовая грозно опекать обожающий её народ», считалась произведением Вулки.
Более единодушную поддержку получило мнение Фридриха Матца (1951), который отнёс скульптуру к десятилетию 480-470 до РХ. И эта дата странным образом держится также и после получения новых данных. В 2000 году в презентации по случаю окончания реставрации капитолийские музеи в своей публикации без тени сомнения опять объявили её работой мастеров из Вейо 480-470г. до нэ. И это тем более странно, что в случае произведения со столь затрудненной классификацией всё-таки не приняты во внимание выводы о технике литья, полученные в ходе реставрации.
А.М. Карруба вырвала шедевр из этрусского искусства, возвратив его в средневековое. Если бы было нужно оправдать этот результат её работы, было бы достаточно увидеть, что история этрусско-италийского искусства никоим образом не чувствует потери: присутствие волчицы в этом контексте всегда было экстраординарным, непонятным, чуждым любой форме конкретной исторической обстановки. В самом деле не случайно, что в отличие от других крупных бронзовых изделий, таких как Химера и Оратор, она привлекла достаточно мало внимания тех, кто в недавние годы интенсивно занимался изучением этрусского искусства. С другой стороны, новая датировка позволяет предвидеть широкую перспективу в её /скульптуры/ изучении.
Например, ужЕ легче понимаются некоторые соотношения в стиле, которые я провожу от форм, свойственных сассанидской скульптуре 7-8 вв. в романское искусство.
Автор– Адриано Ла Регина – бывший главный инспектор археологического достояния Рима /работал в этой должности 30 лет, признанный в Европе специалист/, преподаватель этрускологии.


2525. Перевод статьи... - Kандидыч 19:38 02.01.07 (0)
К списку тем на странице