Наброски к интервью


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 05 January 2007 at 13:51:37:

В ответ на сообщение: Тайна первой звезды

Вифлеемская звезда
Наброски и тезисы к интервью
М.Л.Городецкий

Оставляя в стороне вопросы достоверности Евангелий, как исторического документа, попробуем выяснить, может ли астрономия помочь в установлении точных дат земной жизни Христа. Поиском истинных дат занимались еще отцы ранней церкви и потом поколения хронологов.

Когда родился Христос?

Напрашивающийся ответ 25 декабря 1 года нашей эры (или 1 года до нашей эры) будет неверным. Наша эра появилась, когда скифский монах Дионисий Малый, по просьбе римского папы составлявший новые таблицы в 241 году по эре Диоклетиана, традиционно использовавшейся до этого в пасхальных расчетах, решил отказаться от этой эры мучителя христиан и считать текущий год 525-ым от воплощения Господа. Почему он выбрал именно такой год не вполне понятно, но, скорее всего, его больше волновало удобство расчетов, ведь общего мнения о точном годе, тогда еще не было. 25 декабря – дата традиционного празднования солнцестояния в Риме (опять астрономия) была назначена для Рождества в 4-ом веке, чтобы вытеснить солнечный культ языческого бога Митры. Точно также к солнцестояниям и равноденствиям приурочены и другие важнейшие христианские праздники – Благовещение, Рождество и зачатие Иоанна Крестителя.

Сообщаемые в Евангелиях сведения не позволяют точно установить год, когда Иисус Христос появился на свет. Ответ на этот вопрос можно получить лишь приблизительный, сравнивая описания событий и исторических личностей с тем, что известно из исторических хроник. При этом опираться нам приходиться в основном на римские источники. Таким путем Евангелие от Луки позволяет весьма точно определить год крещения Христа, поскольку сообщает, что "В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авиленее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол божий к Иоанну, сыну Захарии в пустыне.". Тиберий правил с 14 по 37 гг. н. э., а значит крещение в Иордане произошло около 29 г. н. э. Ссылки на других исторических лиц также согласуются с этой датой. Понтий Пилат был наместник Иудеи с 26 по 36-37-й год, а Ирод Антипа, один из сыновей Ирода Великого правил в это время в Галилее, Перее и Иудее.

Лука также сообщает, что "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати", что несколько противоречит Евангелию от Иоанна, в котором говорится, что Иисусу, когда он начал учить, не было "ещё пятидесяти лет". О годе рождения Лука сообщает только, что "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией”, а Матфей говорит, что это произошло “во дни царя Ирода”. Октавиан стал императором Цезарем Августом в 27 г. до н.э., а умер в 14 г. н.э. Перепись известного римского политика Публия Сульпиция Квириния, легата Сирии по сообщению римского историка иудейского происхождения Иосифа Флавия произошла в переводе на наше летоисчисление в 7 г. н.э., а назначенный римским сенатом царем Иудеи Ирод Великий умер по косвенным свидетельствам в 4-ом году до н.э. И здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием. Разрешить его можно либо допустив, что у Матфея речь идет об Ироде Архелае, сыне Ирода Великого, что сомнительно, либо, что Квириний проводил и другую, более раннюю перепись, чем та, что описана у Флавия. Оказывается, что с годом смерти Ирода Великого тоже не все ясно. Он установлен на основании того, что у Флавия описано лунное затмение, предшествующее смерти Ирода. Известный хронолог Скалигер предположил, что речь идет о полном затмении 9 января 1 г. до н.э., а знаменитый астроном Иоганн Кеплер, также пытавшийся разобраться с хронологией христианских событий, доказывал, что это частное затмение, которое было в ночь с 13 марта 4 г. до н.э. Авторитет астронома возобладал, хотя возможно, как считают некоторые историки, прав был все-таки Скалигер. Его затмение сильнее, но важнее то, что очень трудно уместить все описанные у Флавия события от затмения до следующей иудейской пасхи.

Оказывается, однако, что можно достаточно точно определить месяц, в котором появился на свет Христос. И это отнюдь не декабрь. Опираясь на сообщаемые в Евангелии от Луки сведения о зачатии Иоанна Крестителя, который был старше Христа на шесть месяцев и был его родственником по матери, можно показать, как это сделал В.Симмонс, что Христос, скорее всего, родился в сентябре. Кроме того, сентябрь, после сбора урожая, был бы и наиболее благоприятным временем и для переписи населения.

Волхвы с востока и звезда.

Этот популярнейший рождественский сюжет имеется только в Евангелии от Матфея: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.” Может ли астрономия указать на эту звезду?

Пожалуй, первый, кто попытался это сделать был великий немецкий астроном Иоганн Кеплер. В 1604-1605 годах он наблюдал, как в созвездии Змееносца появилась и пропала новая звезда. Подобные новые звезды, если они очень яркие, сейчас называют сверхновыми. Эта звезда вспыхнула очень близко от двух планет (как говорят астрономы, планет в соединении) - Юпитера и Марса, Сатурна был тоже рядом. Кеплер предположил, что между вспышкой новой звезды и соединением планет есть связь. И поэтому, если бы около времени рождения Христа тоже было какое-то соединение планет, оно могло бы вызвать появление новой звезды. Как мы теперь знаем, это, конечно, неверно, но такова была гипотеза Кеплера. И он нашел, что в 7 году до н.э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в созвездии Рыб в мае, сентябре и ноябре. Современные историки и астрономы часто пишут (и даже соглашаются с ним в этом предположении), что Кеплер просто предположил, что за Вифлеемскую звезду просто приняли Юпитер рядом с Сатурном, но это все-таки не так. Минимальное расстояние было около градуса, и ничего особенно интересного в таком не слишком редком соединении нет.

В 70-е гг. XX в. английские астрономы Д-Кларк, Дж.Паркинсон Ф.Стефенсон изучили сообщения древних китайских и корейских хроник о необычайных небесных явлениях, происходивших в период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и обнаружили в них сообщения о вспышке яркой Новой звезды (звезды гостьи) весной 5 г. до н.э. в созвездия Козерога. Американский исследователь Роберт МакИвор, исследуя римские монеты в честь Августа, отчеканенные при императоре Тиберии, обратил внимание, что на них изображена рядом с портретом шестиконечная звезда, а на реверсе показан Орел над землей. Он предположил, что это изображение новой звезды в созвездии Орла. В китайских и корейских хрониках под 4 г. до н.э. отмечена туманная звезда как раз в созвездии Орла.

Это многообещающие гипотезы, тем не менее, они не объясняют утвержение в Евангелии, что "звезда” “шла" по небу и указывала волхвам путь.

Итальянский астроном Костантино Сигизмонди предположил, что Вифлеемская звезда – это известная переменная звезда в созвездии Кита, называемая Мира. Эта звезда ярко вспыхивает раз в 22 года, а потом ее можно разглядеть лишь в телескоп.

Еще один исследователь англичанин Патрик Мур предположил, что Вифлеемская звезда может быть … метеорным потоком.

Вифлеемская комета.

Возможно впервые эта идея пришла в голову знаменитому итальянскому художнику Джотто (1266--1337), который наблюдал комету Галлея в 1301 году, и в 1305 изобразил Вифлеемскую звезду на своей фреске (1266--1337) именно в виде кометы. Эта идея высказывалась потом неоднократно, но только нашему соотечественнику А.И.Резникову удалось найти множество весьма интересных исторических и астрономических фактов для доказательства этой гипотезы. Его статья “Комета Галлея: Демистификация рождественской легенды” была опубликована двадцать лет назад в научном ежегоднике Историко-астрономические исследования с предисловием известного историка раннего христианства И.С.Свенцицкой. Позднее эта гипотеза была поддержана и развита историком церкви О.М.Раповым. Появились отклики и в западной прессе. Неожиданным в этой гипотезе является то, что она требует сдвига Рождества еще дальше от традиционного года Дионисия Малого – к 12 году до нашей эры, когда появлялась комета Галлея. Однако такая подвижка вроде бы находит подтверждение в одном апокрифическом евангелии псевдо-Матфея, в котором утверждается, что Ирод разгневался на магов после возвращения из Рима, а он ездил в Рим именно в 12 году до н.э. и тем, что Квириний, вероятно, впервые прибыл в Сирию также в этом году и мог организовать тогда же первую перепись. Рождение Христа в сентябре также соответствует астрономически рассчитанному и известному из китайских и римских хроник времени появления кометы. Кроме того, это лучше согласуется с возрастом по Евангелию от Иоанна, чем общепринятая версия. Эта версия является на сегодняшний день, пожалуй, самой проработанной с астрономической точки зрения, хотя открытых вопросов в ней тоже хватает.

Как видим, современная астрономия самостоятельно, без привлечения новых исторических фактов не может дать однозначные ответы на вопросы, мучающие лучшие умы два тысячелетия. Для объяснения были привлечены почти все объекты, которые можно наблюдать на небе. Может быть рождественская загадка и должна оставаться загадкой?


Ссылки:
http://hbar.phys.msu.ru/gorm /chrono.htm
http://www.phys.uu.nl/~vgent/stellamagorum/stellamagorum.htm
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/christh1.htm
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/christh2.htm
http://www.nativity.reznikova.ru/



2530. Тайна первой звезды - gorm 11:32 05.01.07 (107)
К списку тем на странице