Уроки прошлого


Автор сообщения: OZ
Дата и время сообщения: 08 November 2007 at 14:23:36:

История мстит за невыученные уроки.

Такое впечатление, что история никому и ничему не учит. Чтобы учиться, надо, во-первых, хотеть изучать историю, во-вторых, уметь думать = грамотно мыслить, а в-третьих, стараться избегать упрощённых объяснительных схем и избегать мифов. Но кто способен на такое? Когда слышишь тех или иных "деятелей", задумываешься вот о чём: вроде взрослые люди, а несут чёрте что, но почему. Неужели человеку проще жить в своём выдуманном мирке и совершенно не интересоваться окружающей действительностью? Я понимаю, так проще. Не надо ничего пересматривать, рубишь себе одно и тоже всю жизнь и... ничего. Но "это" оказывается частью политики, оказывает влияние на принятие решений, даже если историей пытаются прикрыться для вида. Тем более!

Куда смотрят историки? Или они тоже разделились по партиям, не хотят слышать друг друга? Где здесь пометиться трезвому научному анализу прошлого? Между тем настоящее постоянно вопиет и задаёт вопросу к прошлому, а неверные ответы, навеянные мифами и банальной глупостью иных "истцов" приводят только к плачевным результатам. Отвечать приходится не только и нестолько современникам, сколько будущим поколениям, что всегда игнорируют эти самые "истцы". Даже текущиие сиюминутные достижения, которые оборачиваются лишениями и страданиями потомков, должны пересматриваться и уже не должны оцениваться как достижения.

Написать сие меня заставило стечение обстоятельств: 1) статья Юрия Афанасьева в "Новой газете" анонсирующая его будущую книгу; 2) статья историка Алексеева в журнале "Наука и жизнь" (№10); 3) знакомство с книгой "Вибирая свою историю" (трёх авторов). Последнюю книгу я ещё не читал, но её основной смысл уже ясен (один из авторов --- историк Никита Соколов --- уже представлял книгу на "Эхе Москвы"): в нашей истории существуют развилки, когда история могла пойти по другому сценарию, а понимание возможных вариантов необходимо для полного и точного представления об историческом процессе.

"Деятели" и "истцы" не видят развилок. Для них история --- это планомерный закономерный и безвариантный путь исторического движения народов. Можно ли грамотно строить анализ исторических событий при таком подходе? Думаю, что нет...


2682. Уроки прошлого - OZ 14:23 08.11.07 (4)
К списку тем на странице