Re: рукописей-то нет


Автор сообщения: Необразованный
Дата и время сообщения: 29 March 2008 at 21:19:37:

В ответ на сообщение: Re: рукописей-то нет

Вот именно. Некий текст есть, а того, на что он опирался - нет. Что хочешь, то и думай.

Не вступая в дискуссию, отмечу что во всяком случае этот список, побывавший в руках Татищева, существует:

... 9-й, Летописец Воскресенского монастыря, подписанный рукою Никона патриарха. Начало его точно со 2-м и 3-м, а в повестях более с 4-м до 1180-го сходен, а затем Малой и Червонной Руси дела оставляет. Он продолжен по 1630 год и, видится, особенно Никон сам вчерне велел переписать, поскольку все те обстоятельства, что ко уничижению власти духовной в других находим, в нем выкинуты или переменены и новым порядком вписаны. Например, где в прочих написано: послал князь или повелел князь митрополиту или епископу, тут он написал: и молил князь отца своего митрополита или епископа. Но это прежде его начал употреблять Макарий, митрополит московский, дополняя Степенную Киприанову, как я обе древние имел, особенно оное в деянии Собора, бывшего в Москве 7052 (1544-го), изобразил.
В.Н. Татищев. Иcтория Российская. Ч. 1, гл. 7.
О списках или манускриптах, употребленных к сему собранию.
http://www.hrono.ru/libris/lib_t/tatishev07.html


Именно про этот список (Никонов список, Татищевскую рукопись) Б.М. Клосс пишет:

Памятник введен в научный оборот В. Н. Татищевым, которому принадлежит и название летописи. Перечисляя «списки и манускрипты», использованные при написании «Истории Российской», В. Н. Татищев упомянул и «Никоновский», или летописец Воскресенского монастыря, подписанный «рукою Никона патриарха» и продолженный по 1630 г. Этот список XVII в. с пометами Татищева хранится ныне в Библиотеке АН СССР под шифром 17.2.5. Историк первый подметил церковный характер свода и предположил, что летопись создана при непосредственном участия патриарха Никона, поскольку «все те обстоятельства, что ко уничижению власти духовной в других находятся, в нем выкинуты или переменены и новым порядком вписаны. Например, где в протчих написано: посла князь или повеле князь митрополиту или епископу, тут он написал: и моли князь отца своего митрополита пли епископа».
Первая публикация летописи (по Татищевской рукописи) была осуществлена А.-Л. Шлёцером и С. Бадшловым в 1767—1792 гг. [Русская летопись по Никонову списку. СПб., 1767—1792, ч. I—VIII.] Список также назван Шлёцером «Никоновым», и с тех пор в научной литературе название это закрепилось за всей летописью.
При издании Никоновской, летописи в составе «Полного собрания русских летописей» [ПСРЛ. СПб., 1862, т. IX; СПб., 1885, т. X; СПб., 1897, т. XI; СПб., 1901, т. XII; СПб., 1904—1906, т. ХIII, пол. 1-2; СПб., 1910, т. XIV.] были привлечены новые ее списки.

http://www.puddly.narod.ru/Rus_Chron/Kloss_Nik.htm

Остается взять тома ПСРЛ, с Никоновской летописью и проверить, есть ли в Никоновом списке "призвание варягов" и подумать, является ли этот список, введенный в научный оборот Татищевым, зависимым от Радзивилловской летописи.

Тома ПСРЛ с Никоновской летописью можно взять в библиотеке МГУ

Потом, при желании, можно и в Питер в БАН съездить.

С наилучшими пожеланиями
Н.




2740. Исследование некоторых повадок некоторых лиц - Я.В.Татаринов 19:34 18.03.08 (125)
К списку тем на странице