Re: 3. Истина существует


Автор сообщения: Акимов В.В.
Дата и время сообщения: 17 May 2008 at 19:38:56:

В ответ на сообщение: Re: 2. Фоменкизм как социальное явление.

(продолжение)

В заключение - не моё. Цитирую (а не только даю ссылку) для акцентировки ключевых мыслей автора.

«Разумеется, в отношении гуманитарных наук губительную роль играла установка советской власти на прямую постановку этих наук на службу политической пропаганде. Результат: неверие и насмешка над официальными философами, официальными историками, официальными литературоведами. Теперь убедить общество, что в этих науках бывают выводы, не продиктованные властями предержащими или не подлаженные под их интересы, действительно очень трудно (выделение полужирным здесь и далее – мое – В.А.).

И напротив, всё время появляющиеся то тут, то там сенсационные заявления о том, что полностью ниспровергнуто то или иное считавшееся общепризнанным утверждение некоторой гуманитарной науки, чаще всего истории, подхватываются очень охотно, с большой готовностью. Психологической основой здесь служит мстительное удовлетворение в отношении всех лжецов и конъюнктурщиков, которые так долго навязывали нам свои заказные теории.

И надо ли говорить, сколь мало в этой ситуации люди склонны проверять эти сенсации логикой и здравым смыслом.

Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде считались очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно:

1) Истина существует, и целью науки является ее поиск.
2) В любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант.

Им противостоят положения, ныне гораздо более модные:

1) Истины не существует, существует лишь множество мнений (или, говоря языком постмодернизма, множество текстов).
2) По любому вопросу ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин неправ, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке.

Это поветрие — уже не чисто российское, оно ощущается и во всём западном мире. Но в России оно заметно усилено ситуацией постсоветского идеологического вакуума.

Источники этих ныне модных положений ясны:

действительно, существуют аспекты мироустройства, где истина скрыта и, быть может, недостижима;

действительно, бывают случаи, когда непрофессионал оказывается прав, а все профессионалы заблуждаются.

Капитальный сдвиг состоит в том, что эти ситуации воспринимаются не как редкие и исключительные, каковы они в действительности, а как всеобщие и обычные.
И огромной силы стимулом к их принятию и уверованию в них служит их психологическая выгодность. Если все мнения равноправны, то я могу сесть и немедленно отправить и мое мнение в Интернет, не затрудняя себя многолетним учением и трудоемким знакомством с тем, что уже знают по данному поводу те, кто посвятил этому долгие годы исследования.

Психологическая выгодность здесь не только для пишущего, но в не меньшей степени для значительной части читающих: сенсационное опровержение того, что еще вчера считалось общепринятой истиной, освобождает их от ощущения собственной недостаточной образованности, в один ход ставит их выше тех, кто корпел над изучением соответствующей традиционной премудрости, которая, как они теперь узнали, ничего не стоит».

= = = = = = = = = =
Конец цитаты.

(Из речи А. А. Зализняка на церемонии вручения ему литературной премии Александра Солженицына).

http://lgz.ru/article/id=514&top=26&ui=1182091607004&r=435

Лучше и не скажешь. (Это – к нашему недавнему спору о профессионализме).

Ну, а что касается конкретного содержания утверждений Постникова (точнее, утверждающе-констатирующей их части), с которых Вы предложили начать наш социологический эксперимент , так на эти вопросы ответить проще всего. Но для этого (и для того, чтобы воспринять аргументацию) необходимо не быть персоной (1.1), (1.2), (1.3).

Нужно быть либо (1.4), то есть тем, кто входит в состав большинства (1), но все же способен прислушиваться к научной аргументации, даже для него и не вполне психологически комфортной. А это непросто...

Или быть меньшинством (2).

"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их
"
.

(Матф., 13,14)

С уважением - Акимов В.В.

P.S. Не осуждайте за местами излишнюю пафосность.


2786. В.В.Акимову - социология и фоменкология - Ordusofob 16:40 12.05.08 (103)
К списку тем на странице