Re: Для расширения кругозора


Автор сообщения: Виктор Ф.
Дата и время сообщения: 01 July 2008 at 02:40:00:

В ответ на сообщение: Для расширения кругозора

Поделюсь первыми результатами расширения кругозора.

некоторые содержат привязку к другим эрам (напр. Феофан Исповедник - от Воплощения по византийской эре)

Ищу в Яндексе Феофана Исповедника, нахожу "Летопись византийца Феофана.
От Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта" http://palomnic.org/history/rx/vf/.
Это текст издания В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО В. И. ОБОЛЕНСКОГО и Ф. А. ТЕРНОВСКОГО. С ПРЕДИСЛОВИЕМ О. М. Бодянского. МОСКВА. В Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре. 1884 г.

Пропускаю предисловие и перехожу к началу летописи:
Летопись византийца Феофана. (Начало)

ОТ ДИОКЛЕТИАНА

ДО ЦАРЕЙ МИХАИЛА И СЫНА ЕГО ФЕОФИЛАКТА

от сотворения мира 5777, от р. х. 277. (1)
Царствования Римского императора Диоклетиана 1-й год,
Персидского царя Вараха 15,
Римского епископа Гайя 7,
Иерусалимского Гименея 13,
Александрийского Феона 11,
Антиохийского Тиранна 2.

Вот те на! Оказывается 1-й год Диоклетиана это от сотворения мира 5777, от р. х. 277.
Читаем примечание (1):
(1) Феофан в своей «Летописи» использует александрийскую эру от сотворения мира, по которой считалось, что Рождество Христово произошло в 5501 г., а не в 5508 г., как это принято по византийской эре, распространенной в Византии (и на Руси) в более поздние века. В переводе В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского даты от Р. Х. пересчитаны исходя именно из числа 5501. Как пишут в литературе, фактически необходимо отнимать 5492 (или 5493, т. к. год в Византии начинался 1 сентября). — Ю. Ш.

Итак, в 19-м веке профессор Московского Университета В. И. Оболенский считал, что Феофан пользовался александрийской эрой.
Покойный профессор не знал, что позднее в литературе напишут, как необходимо было отнимать фактически.
Интересно начинаются и примечания к "Летописи", взятые из другого издания (Комментарии, библиография и отрывок из главы, касающейся личности Феофана Исповедника и значения его «Хронографии» взяты из книги: И. С. Чичуров. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора /Текст, пер., комм. М., 1980 г.):
1 У Феофана событие помещается под А. М. 5818, т. е. 325/326 г. Однако хронология Феофана не вполне ясна. Под этим же годом упоминается о ссылке антиохийского патриарха Евстафия, низложенного на соборе в Антиохии. Дата собора спорна, существуют датировки 326, 330, 331 и 338 гг. (Handbuch der Kirchengeschichte, II/l, S. 31 u. Anm. 77). Вместе с тем решающая победа Константина I над готами приходится на 20 апреля 332 г. (Klein. Germanen, S. 36; ср.: История Византии, I, с. 172). Известна также надпись 320 г., возвещающая о победе Константина I над готами, на которую ссылается Е. Ч. Скржинская в комментарии к «Гетике» Иордана (Скржинская. Иордан, с. 261). Источник этого сообщения «Хронографии» не выявлен.

Вот такая привязка к другим эрам...


2797. Виктору Ф. - elcano 09:23 07.06.08 (444)
К списку тем на странице