Тема недели. Еще комментарии


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 23 April 2004 at 21:56:49:

Продолжаю выкладывать комментарии. Продолжаю надеяться, что Michael поддержит.



11.2.5 Мог ли Дионисий Малый жить в VI веке н. э.?

Сегодня считается, что Дионисий Малый жил в VI веке н.э. и проводил свои расчеты следующим образом:

"Существует предположение [18], будто при составлении своей эры Дионисий принял во внимание предание о том, что Христос умер на 31-м году жизни и воскрес 25 марта. Ближайшим годом, в котором по расчетам Дионисия, Пасха приходилась снова на 25 марта, был 279 год эры Диоклетиана (563 год н.э.). Сопоставив свои расчеты с евангелиями, Дионисий мог предположить, что... Первая Пасха отмечалась 532 года назад от 279 года эры Диоклетиана... т.е. что 279 год эры Диоклетиана = 563 год от Рождества Христова." [15], с. 242.80


80. Неполное цитирование, направленное на то, чтобы придать видимый вес всего лишь одной из гипотез (см. прим. 28), а потом эту гипотезу оспорить, как утверждение "скалигеровской истории". При этом опускается также и то, что сам автор цитаты Климишин далее выражает с этой гипотезой аргументированное несогласие.


"Но Дионисий нигде не объяснил, из каких соображений, на основании каких именно
расчетов он отнес начало своей эры именно на то, а не на другое место в непрерывной
смене лет. По этому поводу историки высказывают различные догадки, хотя ни одна из
них не представляется убедительнее другой. Так, существует предположение [Ginzel
F.K. Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie: Bd. III. -- Lpz. 1914, S.273],
будто при составлении своей эры Дионисий принял во внимание предание о том, что
Христос умер на 31-м году жизни и воскрес 25 марта. Ближайшим годом, в котором по
расчетам Дионисия, пасха приходилась снова на 25 марта, был 279 год эры Диоклетиана
(563 год н.э.). Сопоставив свои расчеты с евангелиями, Дионисий мог предположить, что
и на самом деле "первая пасха" отмечалась 532 года назад от 279 года эры Диоклетиана.
Прибавив к числу 532 еще 31 год (предполагаемый возраст Христа) и отсчитав от 279 г.
эры Диоклетиана эти 563 года назад, Дионисий будто бы и "установил" начало эры от
"рождества Христова", т.е. что 279 г. эры Диоклетиана = 563 г. от от "рождества
Христова.

Нами, однако, уже отмечалось ранее, что предание, будто Христос воскрес 25 марта,
популяризировалось восточными церковными писателями. Представители же западной
церкви, в частности римский епископ Ипполит, христианский писатель Тертулиан (ок.
150-222 гг. н.э.) и др. утверждали, что Христос был распят 25 марта, а воскрес он
будто бы 27 марта. Это различие во взглядах отражено, в частности, в следующих
документах, принадлежащих соответственно христианскому Востоку и Западу:
"Константинопольском списке консулов 395 г." (Consularia Constantinopolitana ad A.
CCCXCV) и "Хронографическом сборнике 354 г." (Chronographus anni CCCLIIII). Оба
документа опубликованы в 9-м томе сборника "Monumenta Germaniae Historica. Auctorum
Antiquissimorum. -- Berolini, 1892." "

Общая эрудиция не подвела И.А.Климишина -- он совершенно прав. Но все ссылки на западных отцов Церкви можно было бы спокойно заменить одной ссылкой -- на самого Диониссия, поскольку он совершенно ясно пишет в "Liber de Paschata sive Cyclus Paschalis" "родился 25 декабря, а испытал страдания 25 марта" (см. прим. 28). Видимо, И.А.Климишин не располагал текстом труда Дионисия Малого.



Все эти рассуждения и расчеты Дионисий якобы проводил, работая с пасхалией. Обнаружив, что в почти современном ему 563 году (=279 год по эре Диоклетиана) выполнены "условия Воскресения", он отложил 532 года назад (т.е. отложил величину Великого Индиктиона, при сдвиге на которую пасхалия полностью повторяется) и получил дату Воскресения Христа. При этом он не знал, что иудейскую Пасху (14-ю луну) сдвигать на 532 года нельзя (из-за неточности метонова цикла), и в результате Дионисий ошибся:81

"Дионисий потерпел неудачу, хотя и не зная об этом. Ведь если он искренне полагал, что
Первая Пасха была 25 марта 31 года н.э., то он грубо ошибся, экстраполируя неточный
метонов цикл назад на 28 кругов (т.е. на 532 года 28 ч 19 = 532). На самом же деле 15 Нисана -
еврейская Пасха - в 31 году была не в субботу 24 марта,... а во вторник 27 марта!" [15], с.
243.82


81. Можно отметить, что утверждение про расхождение метонового цикла и астрономического полнолуния за 532 года носит абсолютный характер, то для иудейской пасхи, рассчитываемой по формуле Гаусса это не так . Примерно в 15-16 годах из 100 иудейская пасха и через 532 года будет приходиться на тот же день.

82. Здесь И.А.Климишин совершает ту же ошибку, которую постоянно повторяет Фоменко. Из того, что согласно современным методам расчета еврейской Пасхи получается, что в 31 году н. э. она приходится на 27 марта, вовсе не следует, что в этот год она действительно тогда была. В это время Пасха определялась не на основании расчетов, а на основании наблюдения неомении, которая не поддается точному вычислению, так как во многом зависит от погодных условий. Точнее было бы сказать, что в 31 году первое весеннее астрономическое полнолуние было 27 марта. А еврейская Пасха вполне могла быть и 26 марта, могла она быть перенесена и на месяц позже.


Такова современная реконструкция действия Дионисия Малого в VI веке. В ней все было бы хорошо, но она предполагает, что в близком к Дионисию 563 году н.э. 14-я луна (= иудейская Пасха) действительно приходилась на 24 марта.83

83. Но в 563 году 14-я луна александрийской пасхалии действительно приходится на 24 марта. Это можно легко проверит по формулам в прим. 61 Но лучше давайте воспользуемся методом расчета, описанным самим Дионисием Малым в ("Liber de Paschata sive Cyclus Paschalis" [Patrologia Latina, v.67, c.453]).

Argumentum III. De epactis. 
Si vis cognoscere quot sint epactae, id est adjectiones lunares, sume annos ab incarnatione Domini nostri Jesu Christi, quot fuerint DXXV. Hos partire per XIX, remanent XII. Per XI multiplica, fiunt CXXXII. Hos item partire per XXX, remanent XII. Duodecim sunt adjectiones lunares.
Аргумент 3. Об эпакте.
Если хочешь знать эпакту, которая есть лунный инкремент, то возьми годы от воплощения нашего Господа Иисуса Христа, которых прошло 525. Раздели это на 19, останется 12. Умножь на 11, получится 132. Теперь раздели это на 30, останется 12. 12 и есть лунный инкремент.

Для 563 года лунный инкремент будет тоже 12, поскольку этот год отличается от 525 на два лунных цикла: (563 mod 19)*11 mod 30 = 12. Теперь остается выяснить, что такое лунная эпакта. А это возраст луны на 22 марта текущего года. Об этом пишет сам Дионисий далее в 11 аргументе.

Argumentum XI. De luna citimi paschalis.
Si vis scire quota luna sit in XI calendas Aprilis, sume annos incarnationis Domini nostri Jesu Christi, ut puta, DCLXXV. Hos partire per [XIX, remanent X; et multiplica decem per] XI, fiunt CX. Partire tricesima, remanent XX: vicesima luna est in XI calendas Aprilis. Si autem VII, septima; si asse, prima.
Аргумент 11. О возрасте луны около Пасхи.
Если хочешь знать, какой возраст луны приходится на 22 марта,  добавь число лет о воплощения Господа Иисуса Христа, например, 675. Раздели на 19, останется 10, умножь на 11, что даст 110. Раздели на 30, останется 20, что означает двадцатый день луны 22 марта, а если останется 7, значит 7-й день, а если 1, то первый. 

Таким образом, в 563 году 22 марта возраст пасхальной луны будет 12 дней, а значит 24 марта как раз и будет 14 луна. Можно легко показать, что формулы в прим. 61 и метод Дионисия математически эквивалентны.

Фоменко в очередной раз здесь смешивает иудейскую пасху, рассчитываемую по формуле Гаусса на основании правил, введенных примерно в IX веке и 14-ю луну христианской пасхалии. Причина такого смешения, как мне кажется, состоит в том, что он слышал, что в русской традиции это пасхальное полнолуние (14-я луна), рассчитываемое на основании 19-летнего лунного цикла, так, как это показано выше, называется "пасха жидом", еврейская Пасха. Но это совсем не та Пасха (Песах) современного еврейского календаря, введенного около IX века, дату которой в юлианском календаре можно рассчитать по формуле Гаусса. Последняя основана на другом (более точном) значении длины лунного месяца и не обязана совпадать с христианским пасхальным полнолунием. Кроме того, из-за некоторых религиозных предписаний иудейская пасха может сдвигаться э на один или два дня относительно расчетного среднего полнолуния, и это также учитывает формула Гаусса.




1669. Тема недели. Еще комментарии - gorm 21:56 23.04.04 (11)
К списку тем на странице