Re: Рецензия, часть II, комментарии


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 12 December 2004 at 18:40:12:

В ответ на сообщение: Рецензия, часть I, общия замечания

Далее я привожу конкретные замечания по тексту статьи, которые я не отразил во введении. Текст статьи выделяю курсивом.

В последнее время в литературе обсуждается возможность датировки православной пасхалии по совпадению дат пасхальных и астрономических полнолуний (см., например, [1, 2]).

Почему "православной"? Правильно, конечно, христианской. Фраза академична, но не точна. Фоменко и Носовский постарались показать, что пасхалия лучше соответствует "новой хронологии" и противоречит общепринятым фактам, Ю.Д.Красильников в очень хорошей статье показал, что никакого противоречия нет, а результат Фоменко и Носовского основан на ошибках и незнании.

"Поэтому логичнее сравнивать с астрономическими фазами Луны не только пасхальные полнолуния, но весь Вечный календарь в целом. Потеря информации при использовании только пасхальных полнолуний может привести к увеличению погрешности полученного результата."

Вообще говоря, поскольку нельзя таким образом учесть лунные неравентва, легко понять, что целью 19-летнего расписания новолуний является наилучшая аппроксимация средних полнолуний S i=1,N Mi
линейным соотношением M*i+D, где M=365.25*19/235 - средняя длина лунного месяца в метоном цикле, Mi - длины лунных месяцев (29 и 30 дней), D - постоянная, которая и играет определяющую роль. Именно эта одна постоянная D, а не все значения в таблици и играет роль. Ее легко найти линейной регрессией
D=1/N*S i=1,N i*(Mi-M).

Авторы "новой хронологии" [1] считают, что пасхалия могла быть составлена лишь в ту эпоху, когда пасхальные полнолуния приходились в основном на 15-ое нисана иудейского календаря, вычисляемого по формуле Гаусса. По их оценкам такое условие выполнялось в эпоху с VII по XI века. В свете же общей реконструкции истории, предложенной в [1], история христианства сокращается на целое тысячелетие, а составление пасхалии относится к эпохе X-XI веков.

Одна из ошибок авторов "новой хронологии" состоит в том, что они считают, что иудейская пасха всегда рассчитывался по алгоритму, описанному формулой Гаусса, хотя на самом деле эти правила были приняты лишь в IX веке или несколько ранее.

Именно это утверждение, а также то, что вычисляемый 14-ый день Луны трудно представить себе без какого-либо календаря, стимулировало настоящее исследование.

Как раз представить себе вычисление лишь пасхального полнолуния без описания всего лунного календаря гораздо проще. Именно так описаны правила определения пасхи в несчетном числе работ средневековых компутистов. Ни слова не пишут о лунном календаре Викторин Аквитанский, александрийск патриарх Афанасий в "Пасхальных письмах" и Дионисий Малый.

Вечный календарь предполагает 19-летний цикл Метона в юлианском календаре абсолютно точным, т.е. календарь составлен на 19 лет, имеющих ровно 235 лунных месяцев, а затем циклически повторяется. Порядковый номер года в 19-летнем цикле определяется "золотым числом", которое равно увеличенному на
единицу остатку от деления номера года по нашему летосчислению на 19. Годы, у которых "золотые числа" равны 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19, имеют по 13 месяцев, остальные - по 12. Месяцы с нечетными порядковыми номерами в году имеют по 30 дней, с четными - по 29, причем 29 февраля не учитывается при определении
длины месяца, а 13-ый месяц последнего года в цикле имеет 29 дней (так называемый "скачок Луны").

Это так только в таблице Эфросмана. В таблице Гинцеля вставные месяцы нарушают регулярность чередования.

Первый день каждого месяца называется календарным новолунием, четырнадцатый - календарным полнолунием.

14 луна считается не от новолуния, а от первого появления Луны - неомении. Именно так по неомении, а не по новолунию определялось начало месяца евреями в начале нашей эры и так оно определяется и сегодня в некоторых мусульманских странах.

Лунно-солнечные календари, основанные на 19-летнем цикле Метона, можно согласовывать с фазами Луны с помощью переопределения "золотого числа", изменения даты первого календарного новолуния в цикле и выбора энболимического года, в котором происходит "скачок Луны".

Расчет лунных циклов всегда стараются согласовать с началом эры. А вторая возможность на практике не реализуется, поскольку и в метоновом календаре и в поздневавилонском регулярном и в таблице Эфросмана неизвестного происхождения и у Гинцеля по Александрийскому счету и в современном иудейском календаре (в малом цикле) фигурируют одни и те же эмболимические годы - 3,6,8,11,14,17.19. Попытка ее реализовать может привести к слишком отдельным большим уходам.

Комбинаторный анализ показывает, что для любого 19-летия можно найти такой календарь, который будет лучшим в этом 19-летии (т.е. лучше других календарей согласовываться с фазами Луны) и отличаться от календарей, найденных лучшими для соседних 19-летий. Этой особенностью можно воспользоваться для датировки Вечного календаря, а значит и пасхалии. При этом точность датировки зависит от аккуратности составителей Вечного календаря. В идеальном случае можно однозначно указать на то 19-летие, в котором календарь был составлен.

Абсолютный минимум найти можно всегда, но насколько значим этот минимум. Полностью обходиится стороной вопрос допустимой погрешности. Получаемая автором "идеальная" средняя погрешность в 5 минут, при абсолютных флуктуациях порядка полусуток довольно бессмысленна. На основе визуальных наблюдений определить новолуние (кроме случая солнечных затмений) тоже можно вряд ли точнее полусуток.

Все моменты времени определим по александрийскому времени (время по Гринвичу плюс два часа), началом суток календарного новолуния будем считать полночь, даты и время астрономических новолуний возьмем из таблиц [4], вычисленных по приведенным в [5] формулам.

Стоп! А откуда взялась полночь? Иудейские сутки начинаются с захода Солнца, христианские с рассвета.

Величина усредненного интервала времени Tcp была вычислена для каждого 19-летия первых десяти веков н.э. Зависимость Tcp от номера года по нашему летосчислению показана на Рис.1a (гистограмма). Наименьшее по абсолютной величине значение Tcp = 5 мин приходится на 19-летие с 323 по 341 гг. Для этого 19-летия на Рис.1b показано распределение моментов астрономических новолуний по дням соответствующих лунных месяцев Вечного календаря (на горизонтальной оси рисунка цифрой 1 обозначен первый день соответствующего месяца, цифрой 0 - последний день предыдущего месяца, и т.д.). Таким образом, если началом каждого месяца в Вечном календаре по определению является среднее новолуние, то можно сделать вывод, что Вечный календарь создан на основе астрономических данных о фазах Луны в том же 19-летии, в котором проходил Первый Никейский собор (325 г.).

Еще раз стоп! Если получен "идеальный интервал" 323-341, то Никейский собор никак не получается. Тогда уж Сердика (343 год).

Итак, определим в юлианском календаре первый день "несмещенного месяца нисана" по формуле Гаусса, но без предписанных сдвижек.

Та же ошибка, что и у Фоменко. В первые века нашей эры правила определения еврейской пасхи были другие. Кроме того, совершенно непонятен результат - ведь уход еврейского календаря, вследствие очень точного (вавилонского система B оно же у Гиппарха и Птолемея) значения синодического месяца, уход среднего новолуния пренебрежимо мал.

Вышеперечисленные характеристики приводят к наиболее вероятному решению задачи о датировке Вечного календаря по фазам Луны - Вечный календарь был создан на Первом Никейском соборе в 325 г.

Во-первых, как видели раньше, не приводит, а во-вторых, это утверждение, приписанное Фоменко "традиционной истории" противоречит всем известным фактам. Если бы Никейский собор действительно принял правила определения пасхи, не было бы пасхальных споров 3-го и 4-го века, не было бы многообразия применявшихся для расчета пасхи лунных циклов (8, 11, 19, 84, 95, 112 - летние) и несогласованности даты равноденствия между Западом и Востоком. Вероятнее всего, на соборе было решено, что пасху следует всем отмечать в один день, в воскресенье. Возможн также, что было определено также правило - первое весеннее полнолуние. Но конкретные методы расчета этого первого весеннего полнолуния сформулированы не были. Возможно также, что на соборе было отдан приоритет в решении пасхальных вопросов Александрийской церкви, поскольку на такие решения есть отсыл в пасхальных посланиях александрийского патриарха (Georges Declercq, Anno Domini: The Origins of the Christian Era, 2000; S.C.McCluskey, Astronomies and Cultured in Early Medieval Europe, 1998).

Таким образом, это второе решение задачи о датировке Вечного календаря по фазам Луны.

Два несогласованных решения означают отсутствие решения.

Чтобы разрешить полученную неоднозначность в датировке по фазам Луны, воспользуемся датировкой по весеннему равноденствию. Вспомним, что согласно седьмому апостольскому правилу запрещается совершать Пасху "прежде весеннего равноденствия с иудеями" (полную цитату со ссылкой можно найти в [7]).

Это правило восходит к посланию Константина о решениях Никейского собора (Евсевий, "Жизнь Константина"). В котором утверждается, что иудеи отмечают пасху дважды в один год, что возможно, если пасха приходится до равноденствия. Действительно, как свидетельствует ряд документов, в третьем-четвертом веке правила празднования еврейской пасхе были изменены, вероятно вследствие
перехода от наблюдательного определения неомении к регулярному циклу, возможно даже к 19-летнему (Груммель, Нейгебауэр - он считает, что Александрийский цикл произошел именно из еврейского того времени, который, в свою очередь, унаследован евреями от вавилонского). При этом даты пасхи стали часто
выпадать до равноденствия. Сохранился, так называемый Сардикский документ в котом сохранились даты 16 празднований иудейской пасхи в период 328-343


1875. Статья В.А.Уварова о пасхе - gorm 13:48 10.12.04 (7)
К списку тем на странице