Не читайте статей натощак.


Автор сообщения: Не Понял
Дата и время сообщения: 14 January 2005 at 11:53:53:

В ответ на сообщение: Я не знаю. А вы?

Я вот с утра никаких статей не читаю - только чай с бутербродами и анекдоты от "Русского Радио". И вот что при этом вырисовывается: если не ограничиваться статьёй "ДАНТЕ И ЕГО ВРЕМЯ" (?????? ни фига себе библиографическая ссылочка - нри автора, ни издания... детский сад какой-то, а не серьёзный разговор), а взять поширше и глыбче к проблеме подойти, запретить себе даже заглядывать в цивилизекторскую, то вырисовывается не такая уж и безрадостная картина по части "предшественников-последователей" по отношению к Данте.
Для начала - с кем вовсю прогуливает практические семинары по фехтованию между гвельфами и гибелинами наш Данте в своей "Комедии"? С (виртуальным) Вергилием. За гайда его держит Данте, представляете? То есть, за путе водителя, уже до Данте кое-что знающего по сути самой поэтической канвы "Комедии". Виртуальный-то он виртуальный, но значит Данте его таким образом за предшественника держит.
Далее. Читаем энциклопедии и труды (не статьи) историков и литературоведов-дантистов. Или дантологов? Или дантесов? Ну, короче, Виктор Б., вы меня поняли - НЕ читаем одних только статей, а читаем по-возможности всё про Данте. В мировом, так сказать, масштабе.
Что имеем?
" Данте начал свою литературную деятельность как лирический поэт, выступивший продолжателем провансальских трубадуров и их итальянских подражателей. Чтобы достойно оценить вклад, внесенный Данте в разработку этого рода поэзии, необходимо вкратце познакомиться с развитием итальянской поэзии до него.

Ранняя итальянская поэзия развивалась под непосредственным влиянием провансальской лирики. Многие провансальские трубадуры еще в XII в. переселились в северную Италию, где нашли себе итальянских подражателей. Итальянские трубадуры подражали провансальским сначала на их языке, а затем по-итальянски. Впервые такие подражания провансальской поэзии на итальянском языке имели место в Сицилии при дворе Фридриха II (1194-1250), так как провансальский язык здесь не был распространен.
Будучи поэтом, Фридрих сгруппировал вокруг себя так называемую сицилийскую школу поэтов. Поэты воспевали возвышенную рыцарскую любовь, В центре этой поэзии стоит образ 'мадонны': это жестокая повелительница, воплощение абстрактной красоты, которая доводит покойного ей влюбленного 'вассала' своей холодностью до смерти; но он благословляет эти мучения во имя 'достойнейшей'.

В середине XIII в. сицилийская лирика переносится в города Тосканы, где она находит широкое распространение в патрицианских кругах. В новой городской обстановке рыцарское служение даме постепенно сменяется поклонением живой, реальной женщине, принадлежащей к той же среде, к которой принадлежит и поэт; соответственно этому понятие вассала сменяется понятием человека.

В Болонье, обладавшей знаменитым университетом, который был центром развития философских и юридических знаний, создается ученая, философская лирика, в которой абстрактная идея изображается под покровом женского образа. Любовь получает возвышенный, спиритуальный характер, а 'мадонна' становится символом истины и добродетели. Новая школа лирики получает наименование школы 'сладостного нового стиля'. Ее основателем является болонский поэт Гвидо Гвиницелли (1240-1276), которого Данте считал своим учителем. Двойное смысловое содержание своей поэзии Гвиницелли выражает в известной фразе: 'Любовь ищет себе место в благородном сердце, как птица в листве'. Молодой Данте вырос в атмосфере этих идей и стал одним из самых ярких представителей 'сладостного нового стиля'. 'Он усвоил все условности этой школы, присущую ей философичность. К этому присоединяется его своеобразная склонность к эстетизму, увлечение всем прекрасным, пышным, 'благородным'- черта, характерная для верхов флорентийского общества, в частности для его поэтической молодежи. В то же время Данте обнаруживает необычную глубину и искренность лирической эмоции, преодолевающие абстрактность концепции и вносящие уже в его юношеские стихи элементы реализма, которые впоследствии усилились в 'Божественной комедии' ....[ну, и так далее]"(Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М.,1990. С.56)

"После смерти Беатриче Данте ищет утешения в научных и философских занятиях, которые были для него, по его собственным словам, одновременно лекарством от скорби о Беатриче и подвигом в ее честь. Особенно большое значение для него имело чтение знаменитого трактата Боэция 'Об утешении философией'. От Боэция он перешел к изучению блаженного Августина и классиков схоластической философии. В то же время он занялся расширением своих познаний в области античной литературы. Итогом всех этих занятий явился морально-философский трактат 'Пир', написанный Данте в первые годы изгнания (1307-1308)."

Наряду с схоластической богословной философией он занимался системами восточной философии, был знаком с учениями Авиценны и Аверроеса. Он изучал и великих античных поэтов и мыслителей - Платона, Сенеку, Вергилия, Овидия, Ювенала. Стация.

( Елина Н. Г. 'Данте' М.: 1965 г,


Малашенко И. Е. 'Данте и Фома Аквинский: два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти' // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1980 г. ь 4.


Шичалин Ю. А. 'О некоторых образах неоплатонического происхождения у Данте' // Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985 г.
....
Ну, и так далее)


Это, так сказать, сонм предшественников (и в поэзии, и в философии).
А как быть с последователями? Я надеюсь, мы тут не имеем в виду подражателей?
Ну, вот пройдитесь в энциклопедиях (да и в сети - тоже можно) по таким личностям, как Гвидо Кавальканти, Дино Фрескобальди, Лапо Джанни, Чино да Пистойя.....

(Вот ещё по части последствий - см. Малашенко И. Е. 'Мировоззрение Данте и проблема философской эволюции Сигеро Бробандского' // Дантовские чтение М., 1982 г. Вот!!! Как же я забыл Сигеро Бробандского!!! Увы мне и ох!)

Как осилите - приходите - поговорим.
А я к тому времени, глядишь, и высплюсь.


1894. Иван и Елизавета - Виктор Б 15:18 11.01.05 (42)
К списку тем на странице