Re: Письмо императора Константина к церквям


Автор сообщения: gorm
Дата и время сообщения: 28 January 2005 at 14:33:43:

В ответ на сообщение: Re: Письмо императора Константина к церквям

"Это довольно слабый аргумент, поскольку опирается на современные интерпретации."

К сожалениею, ничего более не имею.

В книге говорится, что на самом деле прослеживаемая раввинистическая традиция 4-го века, а может и более ранняя, говорит о двух правилах вставного месяца (соответственно и переноса пасхи) - "первый сноп" и равноденствие. Причем переносить можно было только когда выполняются только оба критерия. То есть, если урожай созрел, может быть и задолго до равноденствия, а может быть и после, если урожай не созрел. Но 16 дат вроде бы говорят, что и этой традиции следовали не везде. Другое соображение, но это уже гипотеза автора, что до разрушения храма пасху старались сделать попозже, чтобы паломникам легче было добраться, а после эта причина отпала.

Опубликован ли документ в интернете? Было бы интересно на него взглянуть.

Опубликован в той самой книге, которая доступна в интернет для подписчиков. Но теперь доступен всем :-)

Я не совсем понимаю связь между "протопасхитами", праздновавшими пасху "с иудеями" (против которых скорее всего направлено послание Константина) и александрийской еврейской общиной. Я считал, что протопасхиты были в Малой Азии и использовали некий "сирийский календарь", похожий на еврейский, в котором был месяц нисан.

"Протопасхиты", которые, якобы, единственные праздновали пасху "неправильно", в один день с иудеями, а все остальные остальные "правильно" - это явное упрощение ситуации в большинстве комментариев. Было множество христианских общин, не было единых правил, и как раз на Никейском соборе и был поставлен (но не решен) вопрос об унификации. Еще более усложняет ситуацию то, что с 1-го по 3-й век изменились и обычаи евреев в праздновании пасхи и то, что у них тоже, оказывается в разных общинах были разные правила. Именно александрийкая еврейская община и, ориентирующаяся на нее христианская община играли, вероятно, определяющее значения как в выработке еврейской, так и православной пасхалии. Про христианскую можно сказать точно, про еврейскую только строить предположение. Это связано с александрийской астрономической школой. И хотя ее влияние на православную пасхалию проследить никак не удалось (Нейгебауэр) , оно вероятно было опосредованнное через знакомство с еврейской пасхалией именно александрийской еврейской общины. Есть гадательные предположения, что дальнейшее развитие еврейской пасхалии связано с Теоном Александрийским. Что касается, нисана, то это вообще-то месяц вавилонского календаря, заимствованный евреями во время пленения, и широко распространившийся. Его активно использовали александрийские астрономы. В Cирии же, как раз, при Селевкидах нисан стали называть на греческий лад артемисием (см. Бикерман).

В общем, пытаясь разобраться с историей пасхального вопроса, я давно понял одно - любые простые и однозначные утверждения здесь, как правило, субъективны и неверны. Опираться можно только на документы, которые все равно не создают, к сожалению, целостной картины.


1907. Мартовский стиль - Облезлый кот 15:07 22.01.05 (46)
К списку тем на странице