Re: Письмо императора Константина к церквям


Автор сообщения: Michael
Дата и время сообщения: 31 January 2005 at 00:04:31:

В ответ на сообщение: Re: Письмо императора Константина к церквям

Ну, о римском календаре у нас есть много источников. Возьмите хотя бы Цензорина (http://hbar.phys.msu.su/gorm/ahist/censorin.htm): "... а из тех лет, которые зовутся "юлианскими", он 283-й с январских календ, где Юлий Цезарь положил начало введенному им году". Или дальше, в конце перечисления годов, используемых у разных народов: "А начала отсчета этих лет я указал затем, чтобы никто не подумал, будто все они вместе начинаются с январских календ или с какого-нибудь иного времени; ибо прихоти их учредителей разнились не менее, чем взгляды на это философов: одним казалось, что естественный год начинается вместе с новым солнцем, то есть с зимнего солнцестояния, другим -- с солнцестояния летнего, множеству -- с весеннего равноденствия, а некоторым -- с осеннего, иным -- с появления Плеяд, а кое-кому -- с их заката и многим -- с восхода Пса."

> Далее Вы говорите об 7-м Апостольском правиле. Есть ли у нас основания считать, что Апостольские правила появились около 4-го века, а не значительно позже?

Да, я по памяти процитировал 7-е апостольское правило. Речь идёт не о том, что оно появилось в IV веке, а о том, что с 4-го века происходили обсуждения правил празднования Пасхи (мы это видим в обсуждениях Соборов, в письмах александрийского епископа, и т.д.), завершившиеся в итоге принятием закона, сформулированного в 7-м А.П. В контексте этого явления фраза о "праздновании Пасхи дважды в год" может быть понята "дважды между равноденствиями". Просто иное толкование не приходит в голову из-за отсутствия подходящего начала года.

Да и если бы был бы подходящий год, смотрите, что происходит. У нас в империи есть несколько календарей, несколько начал года. Что страшного в том, чтобы Пасха попадала дважды в какой-то из годов по одному из календарей? Что ужасного для александрийцев с началом года в августе попадание двух Пасх на один римский год? (Вы же понимаете, что начало гражданского года не имеет сакрального смысла. Это просто день, когда старая пара консулов уходит с должности, а новая входит в должность.)

> Если они появились позже, то упомимание в них равноденствия может быть подобной Вашей интерпретацией слова "год" из письма Константина

Вряд ли. "Письмо Константина", согласно приведшему его Евсевию, это всего лишь послане императора отсутствующим на Соборе епископам. Не думаю, что такое письмо может служить источником дальнейших интерпретаций в вырабатывании церковных законов, особенно со смертью императора.

С уважением,
Michael


1907. Мартовский стиль - Облезлый кот 15:07 22.01.05 (46)
К списку тем на странице