Надпись царя Самуила Шишмана


Автор сообщения: Й. Табов
Дата и время сообщения: 13 February 2005 at 21:52:41:

Подлинник или подделка?

'Три дня назад гражданин Греции Стоидис, инженер из города Эдесса, посетил Национальный исторический музей, попросил встретиться со мной и любезно сообщил мне о старой болгарской надписи, которая является его собственностью.'

- так начинает свою статью в газете 'Континент' от 2 октября 1997 г. Божидар Димитров, директор музея. Благодаря ей общественность Болгарии узнала о любопытной находке.

Надпись была обнаружена за несколько лет до посещения Стоидиса во время ремонта одной из церквей города среди нагромождения ветоши и была продана ему нашедшим ее рабочим. Она занимает 9 строк на мраморной плите шириной 65 см, высотой 56 см, толщиной от 4 до 7 см и весом 42 кг. Высота, ширина и глубина букв равны соответственно 32 мм, 25 мм и 1 мм. Факсимильную прорисовку текста можно увидеть здесь:
http://www.chronologia.org/tabov/images/09-03.gif#_blank

Вот и приблизительный построчный перевод (с сохранением некоторых деталей орфографии имен, наименований государств и т.п.) на русский язык:

1. В самодержавном городе Водене я, Самоил, во Христе
2. верный царь болгар и римлян, Богом воздвиженный самодер-
3. жец всех стран от Рашки Нижней до Македонии, Теса-
4. лии и Хэлады, внук Шишмана, старого кавгана из Тырново,
5. сотворил сей дом вовек. Начат был при Иеремии, христианине
6. первом из Мельника. Делается для очищения от грехов и спасения болгар
7. от проклятого Сатанаила, исходящего из Царьграда. Закончен был храм
8. сей в лето 14 моего царствования. С помощью пастыря Гаврила, черноризца
9. Мыглена, написал сие в лето 6497 от сотворения мира, индикт 5.

Даже после беглого ознакомления с текстом становится ясным, что сочетание имен Самуила и Шишмана, а и некоторые другие детали обрекают эту надпись на 'анафему' исторической школы ХХ в. Приговор что это 'подделка середины Х?Х в.' вынесен в цитированной выше статье Б. Димитрова на основании целого ряда аргументов.

После обоснования своего вывода Б. Димитров переходит к выяснению других обстоятельств: кто, когда и зачем сделал эту надпись. Потому что по внешним признакам надпись выглядит как подлинная, а изготовление такой 'подделки', по его словам, 'является сложной и дорогой технологической задачей'. Этой оценке можно довериться - Б. Димитров является крупным музейным специалистом, хорошо знакомым с проблемами подделок.

Поэтому, если кто-нибудь решил изготовить такую дорогую подделку, он прежде всего постарался бы, чтобы смысл написанного на ней был бы достаточно правдоподобен. Составление соответствующего текста - несравненно более легкая задача. По мнению Б. Димитрова, 'профессиональный медиевист : за полчаса составил бы такой текст'. Но я думаю, что это не совсем так. Профессиональный медиевист составил бы ПОДХОДЯЩИЙ текст, но НЕ ТАКОЙ, какой мы читаем на надписи.

Так в обсуждении надписи совершенно логично появляется сочетание 'профессиональный медиевист'. Оно отражает отчетливые противоречия в истолковании данных о надписи. С одной стороны, автор - 'фальсификатор' хорошо знаком со старым славяно-болгарским языком, грамматикой, палеографией; знает до тонкостей детали действительности времен Самуила. С другой - тот же автор делает грубые ошибки с точки зрения принятой на сегодняшний день исторической картины Х в.

Подробнее о некоторых проблемах выяснения подлинности надписи и ее датировки рассказано в главе девятой 'Шишманы' книги 'Когда крестилась Киевская Русь?', чей текст находится здесь:
http://chronologia.org/tabov/tab.html

О найденной в Водене надписи Самуила пока нет публикаций в официальных научных исторических изданиях. Возможно, что она уже не существует: по сообщениям газет, несколько лет назад она была конфискована греческими властями.

Итак, чем является Воденская надпись: подлинником или подделкой?



1929. Надпись царя Самуила Шишмана - Й. Табов 21:52 13.02.05 (5)
К списку тем на странице